06.11.2022
Основные принципы дошкольного образования и их реализация в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Образовательная программа МАДОУ № 358, а также организация на ее основе воспитательно-образовательного процесса базируется на следующих принципах и подходах:
‒ поддержка разнообразия детства. Разнообразие рассматривается как ценность, образовательный ресурс и предполагает разнообразие образовательного процесса, с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
- полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
‒ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
‒ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений – предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации ООП ДО. Каждый участник имеет возможность внести свой вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решение, брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;
‒ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
‒ сотрудничество ДОУ с семьёй. Сотрудничество с семьей открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе. ООП ДО предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах;
‒ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.
- индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности, возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для этого необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление возможности ребенку в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка;
‒ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, важно использовать все специфические виды детской деятельности опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать основным законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности;
‒ учёт этнокультурной ситуации развития детей;
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, здравоохранения и другими партнерами, которые могут внести свой вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества для обогащения детского развития. ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям, к природе и истории родного края – Среднего Урала, родного города Екатеринбурга; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, фестивалей, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости;
- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО ООП ДО предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательной, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление ООП ДО на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности. Между отдельными областями существует многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с речевым и познавательным и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития ребенка раннего и дошкольного возраста;
- инвариантность целей и ценностей при вариативности средств реализации и достижения целей ООП ДО. В ООП ДО заданы инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых разработана ООП ДО и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия – право выбора способов достижения целей, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ООП ДО, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов.
Подходы к организации развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса
Личностно – ориентированный подход включает как одну из важнейших задач формирования у ребенка положительной Я-концепции и предполагает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. В данном определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:
- личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;
- он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
- данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка, проявлению его субъектных качеств.
Деятельностый подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельности воспитанника в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.
Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.
Культурологический подход обеспечивает компетентное введение воспитанников в мир культуры, постижение ее смысла и ценности, когда их знакомят с духовными, интеллектуальными и материальными культурными ценностями, способствует овладению деятельностью по созданию и сохранению прекрасного, развитие творческих потенциалов личности
Ценностно-ориентированный подход развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательного учреждения в целом.
Такой подход обращает образовательное учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель ОУ – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие позиции:
- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результата в современных условиях;
- новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у детей компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации