Принципы образовательной деятельности

06.11.2022

Основные принципы дошкольного образования и их реализация в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная программа МАДОУ № 358, а также организация на ее основе воспитательно-образовательного процесса базируется на следующих принципах и подходах:

поддержка разнообразия детства. Разнообразие рассматривается как ценность, образовательный ресурс и предполагает разнообразие образовательного процесса, с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;

- полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

‒ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений  – предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации ООП ДО. Каждый участник имеет возможность внести свой вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать  свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решение, брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями;

‒ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

‒ сотрудничество ДОУ с семьёй. Сотрудничество с семьей открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе. ООП ДО предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах;

‒ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

- индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности, возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для этого необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление возможности ребенку в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка;

‒ возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, важно использовать все специфические виды детской деятельности опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать основным законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности;

‒ учёт этнокультурной ситуации развития детей;

- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, здравоохранения и другими партнерами, которые могут внести свой вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества для обогащения детского развития. ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям, к природе и истории родного  края – Среднего Урала, родного города Екатеринбурга; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, фестивалей, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости;

- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО ООП ДО предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательной, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление ООП ДО на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности. Между отдельными областями существует многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с речевым и познавательным и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития ребенка раннего и дошкольного возраста;Хочу такой сайт

- инвариантность целей и ценностей при вариативности средств реализации и достижения целей ООП ДО.  В ООП ДО заданы инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых  разработана ООП ДО и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия – право выбора способов достижения целей,  выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ООП ДО, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов.

Подходы к организации развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса

 Личностно – ориентированный подход включает как одну из важнейших задач формирования у ребенка положительной Я-концепции и предполагает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. В данном определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:

- личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

- он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

-  данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка, проявлению его субъектных качеств.

Деятельностый подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельности воспитанника в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка.

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

Культурологический подход обеспечивает компетентное введение воспитанников в мир культуры, постижение ее смысла и ценности, когда их знакомят с духовными, интеллектуальными и материальными культурными ценностями, способствует овладению деятельностью по созданию и сохранению прекрасного, развитие творческих потенциалов личности

Ценностно-ориентированный подход развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательного учреждения в целом.

Такой подход обращает образовательное учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель ОУ – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие позиции:

- новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

- отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результата в современных условиях;

- новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у детей компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации

Принципы дошкольного образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».