01.01.2017
Занимаясь с детьми, имеющими общее недоразвитие речи или фонетико-фонематические нарушения материал занятий по звукопроизношению нужно увязывать с материалом занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, и наоборот. Поэтому на занятиях по развитию речи использую словарь, насыщенный звуками, которые отрабатываются в этот период на занятиях по звукопроизношению. На первый взгляд, это сложно, но если есть определенные наработки и деловая взаимосвязь между педагогами, подобная практика дает хорошие результаты в предельно короткие сроки, а это в нашей работе главное. Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словом (ведь игра - основная форма деятельности дошкольника).
Игра с мячом «Волшебное превращение слова».
Эта игра доступна детям 4-7 лет. Ее можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков [к], [х], [с], [с'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л’], [p], [p’].
В игре, помимо работы над звукопроизношением, происходит:
• закрепление обобщающих понятий;
• активное расширение словаря;
• активизация уже имеющегося словаря;
• формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения;
• пропедевтическая работа над орфографическими правилами (безударные гласные, оглушение согласных и т.д.).
Кроме того, играя с мячом, дети находят выход своей мышечной энергии, развивают быстроту реакции, ловкость.
Для закрепления слов, с которыми дети знакомятся в процессе игры, целесообразно использовать демонстрационный материал.
Перед началом игры педагог говорит: «Мы еще не волшебники, а только учимся, но уже много умеем. Вот и сейчас попробуем изменить слова так, чтобы в них появился нужный нам звук. В этом нам поможет волшебный мячик».
Описание игры
Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать - в соответствии с заданием - слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.
Примечания.
• В игре детям дается возможность поэкспериментировать, поиграть со словом, окунуться в языковые процессы на практике.
• У детей могут возникнуть затруднения при подборе слов, поэтому педагог должен предварить работу вступлением (это может быть стихотворение, беседа и т.д.).
• Проводя игру, необязательно давать весь список слов с каким-то звуком на одном занятии (материал можно разделить на несколько занятий). Кроме того, следует делать выборку с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
• Ни в коем случае не следует употреблять в работе с детьми термины «уменьшительно-ласкательные формы слов», «сравнительная степень» и т.д. (вместо них нужно использовать описательные формулировки).
Звук [К].
1. Уменьшительно-ласкательные формы слов.
Скажем ласково - и вот
Звук [к] в слово и придет!
Существительные. Нос - носиК (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.). Голова - головКа (трава, нога, спина, нора и т.д.).
Прилагательные. Синий - синень-Кий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, веселый и т.д.).
Наречия. Мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).
2. Детеныши.
У любящих мам есть, конечно, ребенок:
У доброй слонихи - милый слоненок,
У серой зайчихи – пушистый зайчонок,
У храброй тигрицы – игривый тигренок.
Часто теряются дети в пути –
Мамам поможем деток найти!
Лосиха - лосеноК (моржиха, бобриха, барсучиха, страусиха, волчица, медведица, олениха, ежиха, мышь, аистиха, грачиха, журавлиха, ворона и т.д.).
3. Жительницы стран и городов.
Что за женщины живут в странах?
Как же их зовут?
Во Франции - француженКи, в Австрии – австрийки
(Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).
Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!
Париж - парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т.д.).
4. Профессии.
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
(В. Маяковский)
Плавает на кораблях - моряК (рыбачит, водит паром, убирает двор, работает в саду, кладет печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печет булки, охраняет лес и т.д.).
Профессий и занятий очень много. А ты какую выберешь дорогу? Собирает грибы - грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, следует моде, ходит на лыжах, любит умничать, сплетничает и т.д.).
5. Он - она (профессии, занятия).
Артист - артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).
Звук [Х].
1.Он – она.
Животные, птицы, насекомые
Птицы, звери и козявки,
Вылезайте из-под лавки!
Всех по парам разобьем,
Всем названия найдем!
Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.).
Люди (профессии, занятия)
Старик - старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т.д.).
Звук [С].
2. Профессии, занятия.
Машина - машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).
3. Спорт – спортсмены.
Что такое тренировка?
Ловкость, сила и сноровка!
Спорт поможет нам везде:
И в учебе, и в труде!
Шахматы - шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, парашют, волейбол, рапира и т.д.).
4. Музыкальные инструменты, музыканты.
Лишь мелодию услышим,
Замираем... и не дышим!
Кто играет так прекрасно?
Музыканты! Это ясно!
На пианино - пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).
Звук [Ц]
I.Oн – она.
Люди (профессии, занятия, увлечения, склад характера)
Он, она - какая разница?
Он - проказник, она - проказница.
Он был умник, она же - умница.
Вы послушайте, что получится.
Учитель - учительница (уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, птичник, цветочник, молочник, булочник, лодочник, танцовщик, воспитатель, ученик, школьник, отличник, модник, скромник, бездельник, начальник, завистник, наездник, всадник, преступник, спорщик и т.д.).
Поет - певеЦ - певиЦа (читает, умеет, продает, владеет, кормит, ленится).
Молодой - молодеЦ - молодиЦа (красивый, упрямый и т.д.).
Удалой - удалеЦ (храбрый, скупой, гордый, глупый, беглый, знакомый и т.д.).
Животные
Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.).
2. Жители стран, городов.
Города и страны знаем,
Кто живет в них, - отгадаем!
Норвегия - норвежец - норвежЦы (Голландия, Бельгия, Португалия, Мексика, Америка, Австралия, Индия, Италия, Испания, Вьетнам и т.д.).
Лондон - лондонеЦ - лондонЦы (Мадрид, Рязань, Тамбов, Ярославль, Петербург и т.д.).
3. «Ласковые» слова.
Мяч волшебный, помоги!
Звук к нам в слово позови!
Скажем ласково - и вот
Звук к нам в слово и придет!
Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.).
Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и тд.).
Мороз - морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).
4.Продукты, посуда.
Где продукты размещать?
Это надо твердо знать!
Хлеб - хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли и т.д.).
5. Тара, сосуды, здания.
Сколько есть предметов разных,
Мелких, крупных, очень важных.
Как все это разместить?
Это надо уяснить!
Мыло - мыльниЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.).
Звук [ш]
1. «Ласковые» слова.
Голова - головуШка (сторона, старуха, изба, сова, борода, ворона).
Трус - трусиШка (заяц, барсук, волк, воробей, вор, плут и т.д.).
Горе - горюШко (золото, перо, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, пальто и т.д.).
Ваня - ВанюШка - ВанюШенька (Варя, Катя, Надя и т.д.).
Милый - милаШка (очаровательный, короткий, болтает, хохочет, хвастает и т.д.).
2. Профессии (он - она).
Лифтер - лифтерШа (вахтер, билетер, аптекарь, доктор, секретарь, кассир, библиотекарь и т.д.).
3.Степени сравнения.
Мы сравним и то, и это,
Мяч успев поймать при этом.
Красивый - красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.).
Высоко - выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).
4.Глагольные формы.
Просить - я проШу - ты просиШь (носить, красить, плясать, бросить, загасить, месить).
Звук [Ж].
1. «Ласковые» слова.
Сапог - сапоЖок (пирог, друг, круг, долг, берег, творог, овраг, утюг, рог, стог, флаг, шаг, порог).
Подруга - подруЖенька (дорога, бумага, HOFa и т.д.).
2. Глагольные формы.
Гладить - глаЖу (сидеть, находить, водить, трудиться, ходить, бродить, судить, бредить и г д.).
Показать - покаЖи - покаЖу - покажешь - покажете (сказать, вязать, приказать, заказать и т.д.).
3. Страны, города и их жительницы Франция - француженка (Париж, Прага, Рига, Калуга, Волга).
4. Детеныши.
Верблюд - верблюжонок (медведь, уж, еж, чиж, морж, стриж).
5. Сравнительная степень наречий.
Близко - блиЖе (гладко, дорого, молодо, низко, поздно, жидко, худо, редко, твердо, строго, туго, узко, глубоко, гадко).
Звук [Щ].
1. «Большущие слова».
У кошки - усы, а у тигра – усищи. У птички - глаза, у дракона - глазищи. У гномика - дом, у Кощея – домище.В баночке сомик, в речке - сомище!
Нога - ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т.д.).
Сапог - сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).
2. Существительные среднего рода, образованные с помощью суффикса –ищ.
Пасти - пастбиЩе (учить, судить, обитать, хранить и т.д.).
3. Усиленная степень качества прилагательных.
Ветер дует просто злющий.
Он вреднющий, холоднющий,
От него стал нос краснющий,
Сам же весь стою синющий.
Злой - злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т.д.).
4. Причастия.
Если человек поет, он - поющий,
Если едет - едущий.
Если вдруг ревет - ревущий,
А бежит - бегущий.
Петь - поюЩий (лететь, слышать, сидеть
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 24.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017