Игры со словами.

01.01.2017

Занимаясь с детьми, имеющими общее недоразвитие речи или фонетико-фонематические нарушения  материал занятий по звукопроизношению нужно увязывать с материалом занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, и наоборот. Поэтому на занятиях по развитию речи использую словарь, насыщенный звуками, которые отрабатываются в этот период на занятиях по звукопроизношению. На первый взгляд, это сложно, но если есть определенные наработки и деловая взаимосвязь между педагогами, подобная практика дает хорошие результаты в предельно короткие сроки, а это в нашей работе главное. Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словом (ведь игра - основная форма деятельности дошкольника).

 

                           Игра с мячом «Волшебное превращение слова».

 

Эта игра доступна детям 4-7 лет. Ее можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков [к], [х], [с], [с'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л’], [p], [p’].

 

В игре, помимо работы над звукопроизношением, происходит:

•   закрепление обобщающих понятий;

•   активное расширение словаря;

•  активизация уже имеющегося словаря;

•  формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения;

•  пропедевтическая работа над орфографическими правилами (безударные гласные, оглушение согласных и т.д.).

 

Кроме того, играя с мячом, дети находят выход своей мышечной энергии, развивают быстроту реакции, ловкость.

Для закрепления слов, с которыми дети знакомятся в процессе игры, целесообразно использовать демонстрационный материал.

 

Перед началом игры педагог говорит: «Мы еще не волшебники, а только учимся, но уже много умеем. Вот и сейчас попробуем изменить слова так, чтобы в них появился нужный нам звук. В этом нам поможет волшебный мячик».

 

Описание игры

 

Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать - в соответствии с заданием - слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.

 

Примечания.

 

•  В игре детям дается возможность поэкспериментировать, поиграть со словом, окунуться в языковые процессы на практике.

 

• У детей могут возникнуть затруднения при подборе слов, поэтому педагог должен предварить работу вступлением (это может быть стихотворение, беседа и т.д.).

 

• Проводя игру, необязательно давать весь список слов с каким-то звуком на одном занятии (материал можно разделить на несколько занятий). Кроме того, следует делать выборку с учетом возрастных и речевых особенностей детей.

 

•  Ни в коем случае не следует употреблять в работе с детьми термины «уменьшительно-ласкательные формы слов», «сравнительная степень» и т.д. (вместо них нужно использовать описательные формулировки).

 

                                           Звук [К].

 

1. Уменьшительно-ласкательные формы слов.

 

                                         Скажем ласково - и вот

                        Звук [к] в слово и придет!

 

Существительные. Нос - носиК (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.). Голова - головКа (трава, нога, спина, нора и т.д.).

 

Прилагательные. Синий - синень-Кий (белый, желтый, добрый, новый, модный, умный, старый, молодой, веселый и т.д.).

 

Наречия. Мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).

 

2. Детеныши.

 

                                У любящих мам есть, конечно, ребенок:

                 У доброй слонихи - милый слоненок,

                                У серой зайчихи – пушистый зайчонок,

                 У храброй тигрицы – игривый тигренок.

                 Часто теряются дети в пути –

                 Мамам поможем деток найти!

 

Лосиха - лосеноК (моржиха, бобриха, барсучиха, страусиха, волчица, медведица, олениха, ежиха, мышь, аистиха, грачиха, журавлиха, ворона и т.д.).

 

3. Жительницы стран и городов.

 

                                      Что за женщины живут в странах?

                                      Как же их зовут?

                                      Во Франции - француженКи, в Австрии – австрийки

                                     (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).

 

                                      Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!

                      Париж - парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т.д.).

 

4. Профессии.

 

                                      У меня растут года,

                       Будет и семнадцать.

                       Где работать мне тогда?

                       Чем мне заниматься?

                                                        (В. Маяковский)

 

Плавает на кораблях - моряК (рыбачит, водит паром, убирает двор, работает в саду, кладет печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печет булки, охраняет лес и т.д.).

 

Профессий и занятий очень много. А ты какую выберешь дорогу? Собирает грибы - грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, следует моде, ходит на лыжах, любит умничать, сплетничает и т.д.).

 

5. Он - она (профессии, занятия).

 

Артист - артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).

 

 

                                                     Звук [Х].

 

1.Он – она.

 

                                  Животные, птицы, насекомые

                   Птицы, звери и козявки,

                   Вылезайте из-под лавки!

                   Всех по парам разобьем,

                   Всем названия найдем!

 

Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.).

 

Люди (профессии, занятия)

 

Старик - старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т.д.).

 

                                                         Звук [С].

 

2. Профессии, занятия.

 

Машина - машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).

 

3. Спорт – спортсмены.

 

                                        Что такое тренировка?

                         Ловкость, сила и сноровка!

                         Спорт поможет нам везде:

                         И в учебе, и в труде!

 

Шахматы - шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, парашют, волейбол, рапира и т.д.).

 

4. Музыкальные инструменты, музыканты.

 

                                       Лишь мелодию услышим,

                        Замираем... и не дышим!

                        Кто играет так прекрасно?

                        Музыканты! Это ясно!

 

На пианино - пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).

 

                                           Звук [Ц]

 

I.Oн – она.

 

Люди (профессии, занятия, увлечения, склад характера)

 

                                      Он, она - какая разница?

                       Он - проказник, она - проказница.

                       Он был умник, она же - умница.

                       Вы послушайте, что получится.

 

Учитель - учительница (уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, птичник, цветочник, молочник, булочник, лодочник, танцовщик, воспитатель, ученик, школьник, отличник, модник, скромник, бездельник, начальник, завистник, наездник, всадник, преступник, спорщик и т.д.).

 

Поет - певеЦ - певиЦа (читает, умеет, продает, владеет, кормит, ленится).

 Хочу такой сайт

Молодой - молодеЦ - молодиЦа (красивый, упрямый и т.д.).

 

Удалой - удалеЦ (храбрый, скупой, гордый, глупый, беглый, знакомый и т.д.).

 

Животные

 

Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.).

 

2.  Жители стран, городов.

 

                                   Города и страны знаем,

                    Кто живет в них, - отгадаем!

 

Норвегия - норвежец - норвежЦы (Голландия, Бельгия, Португалия, Мексика, Америка, Австралия, Индия, Италия, Испания, Вьетнам и т.д.).

 

Лондон - лондонеЦ - лондонЦы (Мадрид, Рязань, Тамбов, Ярославль, Петербург и т.д.).

 

3. «Ласковые» слова.

 

                                  Мяч волшебный, помоги!

                   Звук к нам в слово позови!

                   Скажем ласково - и вот

                   Звук к нам в слово и придет!

 

Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.).

 

Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и тд.).

 

Мороз - морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).

 

4.Продукты, посуда.

 

                                   Где продукты размещать?

                    Это надо твердо знать!

 

Хлеб - хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли и т.д.).

 

5. Тара, сосуды, здания.

 

                                      Сколько есть предметов разных,

                       Мелких, крупных, очень важных.

                       Как все это разместить?

                       Это надо уяснить!

 

Мыло - мыльниЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.).

 

                                             Звук [ш]

 

1. «Ласковые» слова.

 

Голова - головуШка (сторона, старуха, изба, сова, борода, ворона).

 

Трус - трусиШка (заяц, барсук, волк, воробей, вор, плут и т.д.).

 

Горе - горюШко (золото, перо, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, пальто и т.д.).

 

Ваня - ВанюШка - ВанюШенька (Варя, Катя, Надя и т.д.).

 

Милый - милаШка (очаровательный, короткий, болтает, хохочет, хвастает и т.д.).

 

2. Профессии (он - она).

 

Лифтер - лифтерШа (вахтер, билетер, аптекарь, доктор, секретарь, кассир, библиотекарь и т.д.).

 

3.Степени сравнения.

 

                                            Мы сравним и то, и это,

                             Мяч успев поймать при этом.

 

Красивый - красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.).

 

Высоко - выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).

 

4.Глагольные формы.

 

Просить - я проШу - ты просиШь (носить, красить, плясать, бросить, загасить, месить).

 

                        Звук [Ж].

 

1. «Ласковые» слова.

 

Сапог - сапоЖок (пирог, друг, круг, долг, берег, творог, овраг, утюг, рог, стог, флаг, шаг, порог).

 

Подруга - подруЖенька (дорога, бумага, HOFa и т.д.).

 

2. Глагольные формы.

 

Гладить - глаЖу (сидеть, находить, водить, трудиться, ходить, бродить, судить, бредить и г д.).

 

Показать - покаЖи - покаЖу - покажешь - покажете (сказать, вязать, приказать, заказать и т.д.).

 

3. Страны, города и их жительницы Франция - француженка (Париж, Прага, Рига, Калуга, Волга).

 

4. Детеныши.

 

Верблюд - верблюжонок (медведь, уж, еж, чиж, морж, стриж).

 

5. Сравнительная степень наречий.

 

Близко - блиЖе (гладко, дорого, молодо, низко, поздно, жидко, худо, редко, твердо, строго, туго, узко, глубоко, гадко).

 

                                         Звук [Щ].

 

1. «Большущие слова».

 

У кошки - усы, а у тигра – усищи. У птички - глаза, у дракона - глазищи. У гномика - дом, у Кощея – домище.В баночке сомик, в речке - сомище!

 

Нога - ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т.д.).

 

Сапог - сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).

 

 

2.  Существительные среднего рода, образованные с помощью суффикса –ищ.

 

Пасти - пастбиЩе (учить, судить, обитать, хранить и т.д.).

 

3. Усиленная степень качества прилагательных.

 

                     Ветер дует просто злющий.

     Он вреднющий, холоднющий,

     От него стал нос краснющий,

     Сам же весь стою синющий.

 

Злой - злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т.д.).

 

4. Причастия.

 

                       Если человек поет, он - поющий,

        Если едет - едущий.

        Если вдруг ревет - ревущий,

        А бежит - бегущий.

 

Петь - поюЩий (лететь, слышать, сидеть

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 24.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».