08.11.2022
Педагогическими ориентирами социального развития ребенка в ДОО являются следующие:
- формирование у ребенка чувство собственного достоинства, уверенности в своих возможностях;
- развитие, стимулирование позитивного отношения ребенка к окружающим;
- воспитание у ребенка социальных навыков и формирование социальной компетентности.
Выделим базовые навыки, формируемые в детском саду:
- навык соблюдать правила этикета;
- навык соблюдать правила безопасности;
- навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;
- навык соблюдения общих правил, договоренности;
- навык применения позитивных способов решения конфликтных ситуаций.
Согласно данным исследований Т. В. Антоновой, М. И. Иваненко, Е.
О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной уровень социализации ребенка в условиях
ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей.
Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду
могут служить умения ребенка:
- умение ребенка войти в детское общество,
- умение ребенка действовать совместно с другими детьми,
- умение следовать и уступать общественным нормам,
- умение ребенка контролировать свои желания и другие.
Уровень социального развития ребенка в ДОУ возможно определить с помощью показателей, характеризующих социально-личностные качества дошкольников: во-первых, интерес ребенка к себе, во-вторых, интерес к сверстникам, в-третьих, отношение ребенка к группе детского сада и другие.
Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видят и понимают его взрослые. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи друг с другом и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Процесс социального воспитания дошкольников будет эффективным, если:
- средством воспитания является освоение культурно-исторических традиций среды, включающих памятники природы, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями жизни народа, а также совокупность культурных объектов – вещей, идей, образов, образцов деятельности людей;
- освоение культурно-исторических традиций среды оказывает целостное влияние на социальное воспитание дошкольников единством познавательной, игровой деятельности, межличностных отношений, разнообразного общения и направлено на развитие их духовных интересов, свободное проявление социально-ценной инициативы в кругу сверстников, в семье;
- критериями социальной воспитанности дошкольников будут являться: представления ребенка о культурно-исторических традициях микросоциума, сформированная потребность у ребенка к освоению этих традиций, наличие практического опыта дошкольников в сохранении и передаче культурно-исторических традиций окружающей среды;
- дошкольная образовательная организация будет выступать как открытая воспитательная система, взаимодействующая с другими социальными институтами среды;
- освоение традиций культурно-исторической среды будет обеспечено готовностью педагогических коллективов дошкольных учреждений к социальному воспитанию ребенка.
Исходя из этого,
педагогический коллектив детского сада наметил следующие актуальные
вопросы, требующие дальнейшего решения:
- разработка модели процесса социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях,
- определение психолого-педагогического и организационно- методического обеспечения социального воспитания детей на культурно- исторических традициях в дошкольных учреждениях,
- формирование системы критериев и показателей оценки эффективности социального воспитания дошкольников на культурно- исторических традициях.