Положение о работе с неблагополучными семьями.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию воспитанников № 358 « Лесная полянка»
620024 г. Екатеринбург ,ул. Новоспасская,18 тел ( факс) 255-61-06

ПРИНЯТО
На Педагогическом совете
Протокол № 1 29.08.2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МАДОУ № 358
______________С. И. Кравченко
«02» ____10____ 2025 г.
Приказ № 79 - о

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с неблагополучными семьями и
семьями, находящимися в трудных жизненных
ситуациях
МАДОУ № 358

2025

1.Общие положения
1.1.Положение о работе с неблагополучными семьями в МАДОУ № 358
определяет основные подходы к организации социально-профилактической
работы по выявлению семейного неблагополучия, соблюдению прав
несовершеннолетних на достойное содержание, воспитание и обучение.
1.2.В своей деятельности по защите прав несовершеннолетних и профилактике
семейного неблагополучия МАДОУ № 358 руководствуется: Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";Семейным кодексом Российской
Федерации; Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»);Постановлением Правительства Свердловской области
от 02.04.2020 № 188-ПП «Об утверждении Порядка межведомственного
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций,
расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
организации
индивидуальной
профилактической
работы
с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном
положении».
1.3.Деятельность по профилактике семейного неблагополучия основывается на
принципах
законности,
демократизма,
гуманного
обращения
с
несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействие с ней,
индивидуальный
подход
к
несовершеннолетним
с
соблюдением
конфиденциальности полученной информации.
2. Цель и задачи
2.1. Основной целью профилактической деятельности МАДОУ № 358 является
защита интересов и законных прав ребѐнка, предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушенийи антиобщественных действий, угрожающих
благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних.
2.2. Основные задачи МАДОУ в профилактике семейного неблагополучия:

выявление фактов, анализ причин неблагополучия в семьях;

сбор информации осемьях;выявление несовершеннолетних, находящихся
в трудных ситуациях;

проведение социального и психолого-педагогического обследования
выявленных семей и детей, обследование их материальных условий;

оказание психолого-педагогической помощи детям, имеющим психологопедагогические проблемы, а также их родителям;

проведение социально-профилактических мероприятий по оказанию
помощи семьям в воспитании и обучении детей, повышению их педагогической
грамотности, включению их в образовательный процесс МАДОУ № 358;

3. Организация работы
3.1. Критерии определения неблагополучной семьи:

родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по
воспитанию, обучению, развитию детей;

родители (законные представители)не исполняют или ненадлежаще
исполняют свои обязанности по содержанию, жизнеобеспечению детей
(отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение
санитарно-гигиенических условий);

родители жестоко обращаются со своими детьми (имеются признаки
физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны
родителей (законных представителей);

родители отрицательно влияют на поведение ребѐнка, вовлекают детей в
противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество,
бродяжничество и т.д.);

родители ведут антиобщественный образ жизни(страдают алкоголизмом,
употребляют наркотики).

уклонение от общения с сотрудниками МАДОУ № 358, невнимание
родителей (законных представителей) к поведению, результатам развития
ребенка.
3.2. Критерии определения семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации:

отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей
(законных представителей), места проживания, неудовлетворительные
жилищные условия и т.д.);

смерть одного из родителей;

уход отца/матери из семьи, развод родителей;

постоянные конфликтные ситуации между родителями ребенка;

возвращение родителей(законных представителей) или других близких
родственников из мест лишения свободы.
3.3. Система профилактической работы с неблагополучными семьями в
МАДОУ № 358 строится по направлениям:

работа с детьми,

работа с родителями (законными представителями),

работа с педагогическим коллективом,

работа по взаимодействию с другими учреждениями.
3.4. Участники реализации системы работы по профилактике семейного
неблагополучия:

заведующий,

заместитель заведующего,

педагог-психолог,

воспитатели групп

медсестра,


приглашѐнные специалисты из различных учреждений (Территориальная
комиссия по делам несовершеннолетних, Управление социальной политики
№ 25 и др.)
3.5. Основные обязанности участников работы по защите прав
несовершеннолетних и профилактике семейного неблагополучия.
Воспитатель:

Изучает семьи воспитанников;

Отслеживает фактическую посещаемость воспитанников. Особое
внимание обращает на пропуски по неуважительным причинам. Выясняет
причины и информирует руководителя МАДОУ о причинах отсутствия детей;

Осуществляетвнешний визуальный осмотр детей; наблюдает за их
поведением, проводит ежедневные беседы с детьми. По внешнему виду
ребѐнка, по его поведению выявляет признаки неблагополучия, факты
жестокого обращения с детьми и др.

В случае выявления признаков насилия (физического, психологического,
сексуального, пренебрежение нуждами ребенка) воспитатель, установивший
факт жестокого обращения с ребенком, незамедлительно пишет руководителю
МАДОУ докладную по данному факту;

Проводит работу по повышению педагогической грамотности родителей:
организует родительские собрания по ознакомлению с правами ребѐнка в
семье, проводит профилактические беседы;

Включает родителей в деятельность МАДОУ, привлекает к оказанию
посильной помощи в организации развивающей среды, участию в праздниках,
выставках и др.

Привлекает специалистов к коррекции поведения ребѐнка в случае
наличия проблем.
Педагог-психолог:

Проводит наблюдения за поведением детей в группах, беседы с детьми из
неблагополучных семей;

Осуществляет диагностическую работу детей;

Составляет психологическую характеристику на ребѐнка;

Осуществляет работу с родителями (законных представителями) детей из
неблагополучных семей;

Планирует индивидуальную работу с детьми из неблагополучных семей.

Проводит работу по повышению педагогической грамотности родителей:
участвует в проведении родительских собраний, проводит профилактические
беседы, подготавливает наглядную информацию, памятки.

В случае выявления признаков насилия (физического, психологического,
сексуального,
пренебрежение
нуждами
ребенка),
незамедлительно
предоставляет руководителю МАДОУ докладную по данному факту.
Медицинская сестра:

Обеспечивает ежедневный визуальный осмотр воспитанников, беседы с
детьми из неблагополучных семей.

Осуществляет мониторинг здоровья ребенка,


Анализирует фактическую посещаемость воспитанников. Особое
внимание обращает на пропуски по неуважительным причинам. Выясняет
причины и информирует руководителя учреждения о причинах отсутствия
детей из неблагополучных семей.

Фиксирует факт причинения вреда здоровью ребенка.

Проводит работу по повышению грамотности родителей в вопросах
охраны здоровья: участвует в проведении родительских собраний, проводит
профилактические беседы, подготавливает наглядную информацию.

В случае выявления признаков насилия (физического, психологического,
сексуального,
пренебрежение
нуждами
ребенка),
незамедлительно
предоставляет руководителю МАДОУ докладную по данному факту.
Руководитель МАДОУ, заместитель заведующего:

Разрабатывает и утверждает локальные акты МАДОУ по работе с
неблагополучными семьями, семьями, находящимися в социально опасном
положении

Организует и контролирует реализацию системы работы по
профилактике семейного неблагополучия и соблюдению прав детей (выявление
фактов неблагополучия, эффективность профилактических мероприятий,
выполнение плана работы, соблюдение алгоритма сопровождения
несовершеннолетних группы риска и др.), осуществление своевременную
подачу сведений и отчѐтности в том числе в Управление образования и другие
субъекты системы профилактики.

Заносит семью, находящуюся в социально опасном положении в «Банк
неблагополучных семей» МАДОУ № 358.

Готовит заключение о необходимости постановки семьи на
профилактический учѐт.

Проводит с родителями индивидуальную профилактическую работу,
приглашает их на встречи, на которых могут присутствовать представители
управления образования, органов опеки и попечительства, комиссии по делам
несовершеннолетних и других органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности несовершеннолетних.

Принимает меры по установлению причин жестокого обращения с
ребенком и незамедлительно информирует правоохранительные органы о
выявленном факте жестокого обращения с ребенком; - в случае выявления
условий нахождения ребенка, представляющих опасность для его жизни или
здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию,
руководитель МАДОУ принимает меры совместно с субъектами системы
профилактики по изъятию ребенка и направлению его в учреждение
государственного воспитания.

Информирует:
1) орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных
случаях нарушения прав несовершеннолетнихна образование, отдых, жилище и
других прав;

3) орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей) либо
находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или
препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения – о выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с
безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей,
находящихся в социально-опасном положении;
5) орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или
иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся
с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления
или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним
другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших
правонарушение или антиобщественные действия;
6) орган управления образования – о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства в связи с прекращением по
неуважительным причинам посещения МАДОУ.
Ответственный за работу по предупреждению противоправных
действий среди несовершеннолетних

Выявляет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей для
последующего определения формы и вида их устройства или оказания
социальной, педагогической, правовой, материальной помощи;

Разрабатывает и организует реализацию системы работы по раннему
выявлению и профилактике семейного неблагополучия, сопровождению детей
группы риска,

Организует и принимает участие в первичном и контрольном
обследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся
без попечения родителей, а также детей, находящихся в семьях социального
риска и представляет акт обследования с заключением по результатам проверки
руководителю МАДОУ и в соответствующие службы;

Выявляет детей, проживающих в социально опасных условиях,
взаимодействуя с заинтересованными организациями;

Посещает семьи, находящиеся в социально опасном положении, с целью
осуществления контроля за условиями проживания и воспитания
несовершеннолетних;

Организует профилактическую работу с неблагополучными семьями,
осуществляя при этом постоянную связь с заинтересованными организациями;

Проводит работу по повышению педагогической грамотности родителей:
подготавливает памятки, наглядность, участвует в родительских собраниях и
др.

Формирует единый банк данных детей, находящихся в социальноопасном положении и их семьях;

В случае выявления признаков насилия (физического, психологического,
сексуального, пренебрежение нуждами ребенка), установления фактов

жестокого обращения с ребенком незамедлительно предоставляет
руководителю МАДОУ докладную по данному факту.
4. Формирование банка данных на несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении и их семьях
4.1. МАДОУ участвует в формировании единого банка данных, находящихся в
социально-опасном положении и их семьях.
4.2. В банк данных включаются категории семей, указанные в пунктах 3.1. и
3.2. данного Положения.
4.3. Снятие с контроля несовершеннолетних и семей, находящихся в социально
опасном положении, осуществляется в связи с:
-отчислением ребѐнка из МАДОУ № 358;
улучшением
положения
в
семье,
исправлением
поведения
несовершеннолетнего.
4.4. Документацияпо учету семей, находящихся в социально опасном
положении:
- характеристика семьи;
- планы работы с семьями
Приложение № 1
Информация

1.
2.
3.
4.
5.
6.

о профилактической работе с неблагополучной семьей
с ___________ по __________ 20____ года.
Ф.И.О., дата рождения матери ____________________________________
Ф.И.О., дата рождения отца ______________________________________
Место работы матери ___________________________________________
Место работы отца _____________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________
Несовершеннолетние дети, дата рождения, место учебы ______________

Учет (причина учета, дата постановки)
Условия проживания семьи (с
предоставлением акта обследования
жилищно-бытовых условий семьи)
Взаимоотношения и проблемы в семье
Профилактическая работа (с указанием даты
проведения профилактического мероприятия
и результата)
Социальная поддержка семьи :постановка
детей на бесплатное питание, организация
отдыха и оздоровления детей и т.п.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».