ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 358 (МАДОУ № 358) _________________________________________________________________________ 620024 г. Екатеринбург, ул. Новоспасская, 18 тел. (343) 216 –54 -78 ИНН 6664068751 КПП 667901001 «ПРИНЯТО» На педагогическом совете МАДОУ № 358 Протокол № 1 от 31.08.2023г. Приказ № _____ 31.08.2023 г. «УТВЕРЖДЕНО» Заведующий МАДОУ № 358 ______________ С.И. Кравченко «31» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛОГОРИТМИКА» Составители: Шарипова З.М. Музыкальный руководитель г. Екатеринбург Содержание Ι. Целевой раздел Пояснительная записка…………………………………………………. 3 . Цели и задачи реализации образовательной программы…………… 6 1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы …7 1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации образовательной программы …………………… 9 1.5. Планируемые результаты освоения программы «Логоритмика» ……11 1.6. Мониторинг………………………………………………………………...12 ΙI. Содержательный раздел 2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы……………13 2.2. Содержание занятий по логоритмике……………………………………14 2.3. Содержание психолого - педагогической работы……………………16 2.4. Комплексно-тематическое планирование занятий (6-7 лет)……………17 2.5. Содержание учебно-тематического плана………………………………. .19 2.6. Организация и формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями (законными представителями) воспитанников. ………….. 25 2.7. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального руководителя ………………………………………………………………….. 25 ΙII. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы…………………27 3.2.Особенности организации развивающей предметнопространственной среды………………………………………………………28 3.3. Основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности……………………………………………………………….…..28 3.4. Учебно-методическое обеспечение программы…………………..……29 Приложение №1……………………………………………………………….32 Ι. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеразвивающая программа социально гуманитарной направленности разработана с учетом: • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р); • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациями воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее СанПиН); • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» (далее Порядок); • Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Актуальность В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребѐнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. ЖакаДалькроза, «пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике. Рабочая программа по логопедической ритмике имеет коррекционноразвивающую направленность, способствует воспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается. Речь ребѐнка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений, поскольку большее время дошкольник проводит именно с ним. Именно поэтому, одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – это обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Новизна и уникальность программы «Логоритмика» заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий отличной от традиционной. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребѐнка к условиям внешней и внутренней среды. В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. В логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций используются следующие средства логопедической ритмики: — вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях); — упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; — упражнения, регулирующие мышечный тонус; — упражнения, активизирующие внимание; — счетные упражнения; — речевые упражнения без музыкального сопровождения; — упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; — упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; — ритмические упражнения; — пение; — игра на музыкальных инструментах; — музыкальная самостоятельная деятельность; — игровая деятельность; — упражнения для развития творческой инициативы; — заключительные упражнения. Рабочая программа полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребѐнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия по логоритмике проводятся с детьми логопедической группы 2 раза в неделю длительностью 30 минут, при участии логопеда, музыкального руководителя . Форма занятий – подгрупповая . Реализация рабочей Программы «Логоритмика» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром. Цели и задачи реализации рабочей программы «Логоритмика» Цель: преодоление речевого нарушения у детей путѐм развития, воспитания и коррекции двигательной сферы посредством сочетания музыки, слова и движения. Задачи : образовательные: - формировать двигательные умения и навыки; - развивать пространственные представления; - развивать координацию, переключаемость движений; - знакомить с метроритмикой; воспитательные: - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом; - совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма; коррекционные: - развивать речевое дыхание; - развивать артикуляционный аппарат; - развивать фонематическое восприятие; - развивать грамматический строй и связную речь; - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память. 1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей «Логоритмика» программы 1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада. 3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. 4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всѐ больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме. 5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука ―с‖ полностью подготавливает артикуляционный уклад звука ―з‖ и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков. 6. Принцип учета уровня развития ребѐнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. 7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков. 9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности. 10.Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку. 11.Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. В основу Программы положены ведущие подходы: Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со старшими дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми. Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. 1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребѐнка. Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине). Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»). В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного. Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч. Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоциональнопрактический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается попрежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок. 1.5. Планируемые результаты освоения программы сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере; поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической; воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей; сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами; сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки; способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; улучшение результатов диагностик развития речи; воспитание бережного отношения к природе, животным; воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; 1.6. Мониторинг (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Мониторинг проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Приложение №1 ΙI. Содержательный раздел 2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия в подготовительной группе - 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет 10 - 12 человек. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой. Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагностика, музыкальный репертуар, составлены картотеки. Методы реализации образовательной программы. Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются различные методы и приемы: Методы Приемы Наглядные · Наблюдение; · · Демонстрация наглядных пособий · (предметов, картинок, репродукций, слайдов, видеозаписей). показ способов действий; показ образца. Словесные · Рассказ; · вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); · Беседа. · указание; · пояснение; · объяснение; · педагогическая оценка. Игровые · Дидактическая игра; · внезапное появление объектов; · Воображаемая ситуация (с ролями, · выполнение педагогом игровых действий; игровыми действиями, · загадывание и отгадывание загадок; соответствующим игровым оборудованием) · введение элементов соревнования; · создание игровой ситуации. Практические · Упражнение (подражательноисполнительского характера, конструктивные, творческие). · Моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели). Средства реализации образовательной программы: На занятиях по логоритмике используются различные средства: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкально-ритмической деятельности детей. 2.2. Содержание занятий по логоритмике Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. 2.3. Содержание психолого – педагогической работы Музыкально- ритмические упражнения и игры. 1. Продолжить формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. 2. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трѐхчастной формой музыки. 3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега). 4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика. 1. Вырабатывать энергичное сокращение мускулов гортани, глотки. 2. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать движения языка вверх. 3. Вырабатывать выдувание воздуха поочерѐдно правым и левым углом рта. 4. Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. 5. Развивать умение поднимать боковые края языка. 6. Стимулировать движения нижней челюсти. 7. Укреплять губы. 8. Развивать гибкость и точность движений кончика языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка. 9. Развивать мимико-артикуляторные мышцы. 10.Развивать мышцы шеи. Пальчиковая гимнастика. Развивать тонкую моторику кистей и пальцев рук. Фонопедические упражнения. 1. Укреплять гортань. 2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи. Пение. 1. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно. 2. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. 3. Учить смягчать концы фраз, чѐтко произносить слова. 4. Учить петь с инструментальным сопровождением и с голосом музыкального руководителя (воспитателя). Игра на детских музыкальных инструментах. Развивать умение подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне. Коммуникативные игры и танцы. 1. Развивать коммуникативную сторону общения, позитивно самоощущение. 2. Развивать эмоциональность. Упражнения на релаксацию. Снимать эмоциональное и физическое напряжение. Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно: I этап – подготовительный Создание благоприятных условий для логоритмических занятий. Формирование слухового и зрительного внимания. Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков. Развитие чувства ритма. Развитие общей и мелкой моторики. Обогащение пассивного и активного словаря. Коррекция эмоционально-личностной сферы. Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве. II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков Укрепление мышц артикуляционного аппарата. Развитие звуковысотности и силы голоса. Развитие фонематического восприятия. Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического напряжения. III этап – формирование коммуникативных умений и навыков Закрепление двигательных умений, ручной моторики. Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления. Развитие фонематического восприятия. Развитие речевой моторики. Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи. Формирование лексико-грамматических категорий. Накопление активного и пассивного словаря. 2.4. Учебный план Комплексно-тематическое планирование занятий (6-7 лет) Месяц Неделя Лексическая тема Звук Название занятия Кол-во занятий 1-я Обследование - - - 2-я Обследование - - - Сентябрь 3-я Обследование - Октябрь - - 4-я «Осень. Деревья осенью» У - А «Прогулка в осенний 1 лес» 1-я «Овощи» У-А-И «Огород: овощи». 1 2-я «Фрукты» П-Пь «Сад: фрукты» 1 3-я «Насекомые» К-Кь «Комариные советы» 1 4-я «Птицы» Т-Ть «Лягушка путешественница» 1 1-я Поздняя осень. «Грибы. Ягоды» О «Осенняя ярмарка» 1 2-я «Домашние животные» Х-Хь «На бабушкином дворе » 1 Ы «Дикие животные наших лесов» 1 Ноябрь 3-я 4-я «Дикие животные» «Осенняя одежда, обувь, М головные уборы» «Марья - искусница» 1 Декабрь 1-я «Зима» Н «Зимушка- зима» 2-я «Мебель» Б «В магазине мебели» 1 3-я «Посуда» С-Сь «В гости к Федоре» 4-я «Новый год» З-Зь «Здравствуй, Новый 1 год» 1-я - - - - 2-я Транспорт С-З «Какой бывает транспорт?» 1 3-я «Профессии взрослых» В - Вь «Все профессии нужны» 1 4-я «Труд на селе зимой» Д-Дь «В деревне зимой» 1 1-я «Орудия труда. Инструменты» Г-Гь «Строим дом» 1 2-я «Животные жарких стран» Г-К «Зоопарк» 1 3-я «Комнатные растения» «Зеленый уголок» 1 «Путешествие с золотой рыбкой» 1 «Что всего дороже? Мама-дорогая» 1 «С чего начинается Родина» 1 «Путешествие по Москве» 1 «Экскурсия по Дмитрову» 1 «Встреча птиц» 1 Январь Февраль Э «Животный мир морей и 4-я 1-я океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» Ранняя весна, весенние месяцы. И Е «Весна. 8 Марта» Март Апрель 1 2-я «Наша Родина - Россия» Я 3-я «Москва – столица России» 4-я «Наш родной город» 1-я Мы читаем. Знакомство с Ж-Ш Ш-С Ж-З 1 творчеством С.Я. Маршака Май 2-я Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Л - Ль Чуковского «День космонавтики» 1 3-я Мы читаем. Знакомство с творчеством Ц С.В.Михалкова «Приметы весны» 1 4-я Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л.Барто Р-Рь «Весна пасхальная» 1 1-я Каникулы - 2-я Поздняя весна. Растения Ч и животные весной. «Спасибо, деду за Победу!» 1 3-я Мы читаем. Знакомство с творчеством Ф-Фь А.С.Пушкина. «Что такое школа?» 1 4-я «Скоро в школу. Школьные принадлежности» «До свиданья, детский сад» 1 Щ - Ть - - 2.5. Содержание учебно-тематического плана 1. «Прогулка в осенний лес» Углубить знания детей о временах года, об осени, об изменениях в жизни деревьев, их многообразием, познакомить с народными приметами. Закрепление артикуляции звука [У - А] в фонематических упражнениях. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. 2. «Огород: овощи» Закрепить знания детей об овощах в дидактической игре. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного [У-АИ]. Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений. Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста. Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата. «Сад: фрукты» Закрепить знания детей о фруктах и ягодах в дидактической игре. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного [П-Пь]. Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений. Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста. 8. Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата. 9. «Комариные советы» Дать детям знания о насекомых. Закрепить умение детей выделять звук [К-Кь] в пальчиковых играх. Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах. Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох. 3. 4. 5. 6. 7. 5. «Лягушка - путешественница» Закрепить знания детей о перелетных птицах, приметах, связанных с ними. Закреплять умение различать на слух гласные звуки [Т-Ть], определять последний согласный звук в словах. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре. Развивать общую и мелкую моторику. 6. «Осенняя ярмарка» Закрепить знания по теме. Развивать слуховое восприятие на речевых звуках. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных[О],. Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух. 7. «На бабушкином дворе» Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах. Закрепить правильное произношение звука [Х-Хь], в чистоговорках и звуковых играх. Развивать зрительное внимание. Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой». 8. «Дикие животные наших лесов» Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений. Уточнить артикуляцию звука [Ы] в коротком пропевании. Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях. 9. «Марья - искусница» Систематизировать знания детей о теме. Уточнить артикуляцию звуков [М] и закрепить их чистое произношение в речевых играх. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. 10.«Зимушка- зима» Закрепить знания детей о зиме. Закрепить умение использовать в речи простые предлоги. Учить детей выделять звук [Н] из ряда согласных звуков. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах. Воспитывать у детей любовь к природе, животным. 11.«В магазине мебели» Закрепить знания детей о мебели, о ее производстве и назначению разных видов мебели. Закрепить правильное произношение звука [Б] в дыхательных играх. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. 12.«В гости к Федоре» Систематизировать знания детей о посуде. Закрепить умение детей выделять звук [С-Сь] из ряда гласных звуков. Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи. Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений. 13.«Здравствуй, Новый год» Закрепить знания детей по теме «Новый год». Учить детей правильно пропевать звуки [З-Зь] в логопедических распевках. Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок 14.«Какой бывает транспорт?» Закреплять знания детей видах транспорта. Закрепить умение детей выделять звук [С-З] в оздоровительных и подвижных играх. Учить детей петь выразительно, слушать друг друга. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх. Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. 15.«Все профессии нужны» Расширить знания детей о профессиях. Уточнить артикуляцию звука [В-Вь], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх. Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. 16.«В деревне зимой» Расширить и уточнять знания детей о профессиях на селе зимой. Уточнить артикуляцию звука [Д - Дь], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх. Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением. 17.«Строим дом» Систематизировать знания детей об инструментах. Закрепить умение дифференцировать звуки [Г-Гь] в речевых играх. Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических распевках и песнях. 18.«Зоопарк» Познакомить детей с животными жарких стран. Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Учить детей дифференцировать звуки [Г-К] в речевых играх. Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок. 19.«Зеленый уголок» Дать детям представление о многообразии комнатных растений. Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков [Э], с помощью фонопедических упражнений. Формировать правильную голосоподачу и плавность речи. Развивать мелкую и общую моторику. Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их состояние. 20.«Путешествие с золотой рыбкой» Систематизировать у детей знания о рыбах, о месте их обитания. Учить детей определять позицию звука [И] в словах. Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. 21.«Что всего дороже? Мама-дорогая » Закрепить знания детей о весне, празднике «8 Марта» Учить детей выделять звук [Е] в речевых играх. Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук. Формирование длительного плавного ротового выдоха. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре. 22.«С чего начинается Родина» Расширить знания детей о Родине, обычаях. Закрепить правильную артикуляцию звука [Я], учить детей пропевать прямые и обратные слоги с данным звуком. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса. 23.«Путешествие по Москве» Расширить знания детей о своем городе. Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [Ш – С ] Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения. Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук. 24.«Экскурсия по Дмитрову» Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. Уточнить артикуляцию звука [Ж - З], учить детей находить позицию этого звука в словах. Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта. Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений. 25.«Встреча птиц» Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ж-Ш], в слоговых рядах и чистоговорках. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. 26.«День космонавтики» Систематизировать знания детей о космосе, о первом космонавте, о празднике. Уточнить артикуляцию звука [Л - Ль], учить детей выделять эти звуки из ряда согласных звуков. Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте. Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой. Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах. 27.«Приметы весны» Активизировать и расширить словарь по теме «Весна». Формировать умение определять характер музыки, согласовывать ее с движениями. развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другое; Упражнять детей в выделении звука [Л-Ль] в слогах и словах. Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага 28.«Весна пасхальная» Познакомить с православным праздником Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала. Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие. Уточнить артикуляцию звука [Ц], учить детей находить позицию этого звука в словах. 29.«Спасибо деду за Победу!» Расширить знания детей по данной теме. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению. Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру, закреплять правильную артикуляцию звука [Ч] Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх. Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений. 30.«Что такое школа?» развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа. Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни. Закрепить правильную артикуляцию звука [Е], учить детей пропевать прямые и обратные слоги с данным звуком. 31.«До свиданья, детский сад» Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные. Закрепить правильную артикуляцию звука [Щ - Ть] в слоговых рядах, чистоговорках. Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала. Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни. 2.6. Организация и формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями (законными представителями) воспитанников. Музыкально-творческое развитие детей происходит наиболее успешно, если в семье уделяется этому должное внимание, поэтому очень важно мотивировать родителей на содействие усилиям педагогов детского сада в вопросах музыкально-эстетического воспитания детей. Для этого используются следующие формы работы: 1. Информационно – аналитические: анкетирование; опрос; интервью, беседа. 2. Наглядно – информационные: стенды; папки-передвижки; личный сайт педагога 3. Познавательные: родительские собрания; консультации; педагогические беседы; семинары-практикумы; день открытых дверей; 4. Досуговые: открытые просмотры занятий по музыкальной деятельности; совместные праздники и развлечения; выставки; творческие конкурсы; совместные проекты. Все перечисленные выше формы работы способствуют: Повышению компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей; Повышению качества музыкального образования детей; Взаимодействию всех участников педагогического процесса, вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс; Сближению родителей со своими детьми. Повышению личного авторитета педагога. 2.7. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального руководителя – совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач; – совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара; – участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых мероприятий; – составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д; – выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи; – использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя Учитель-логопед Музыкальный руководитель постановка диафрагмально-речевого дыхания развитие слухового внимания и слуховой памяти укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа формирование оптико-пространственных представлений формирование артикуляторной базы для формирование и закрепление исправления неправильно произносимых произносительных навыков звуков коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза Совершенствование лексикограмматической стороны речи формирование зрительной ориентировки на собеседника развитие координации движений формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок обучение умению связно выражать свои воспитание темпа и ритма дыхания и речи мысли обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии развитие психологической базы речи совершенствование мелкой моторики развитие произвольной мимической моторики формирование просодики развитие фонематического слуха Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы В музыкальном зале созданы все необходимые материально-технические условия, обеспечивающие возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы и выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами и пособиями для полноценного развития детей: аудиоаппаратурой ,мультимедийной установкой, электрическим фортепиано, современным нотным материалом, СD-дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками, детскими музыкальными и шумовыми инструментами, музыкально- дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательнообразовательного процесса. Помещение Вид деятельности, процесс · Непосредственная образовательная деятельность · Организация дополнительных образовательных услуг(кружки) · Театральная деятельность · Индивидуальные занятия Музыкальный · Тематические досуги зал · Развлечения · Театральные представления · Праздники и утренники · Концерты · Родительские собрания и прочие мероприятия дляродителей Оснащение · Библиотека методической литературы, сборники, ноты · Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала · Музыкальнодидактическиеигры · Акустическая система · Электрическое пианино · Разнообразные ДМИ · Мультимедийная установка · Различные виды театров · Ширма для кукольноготеатра · Детские и взрослые костюмы · Детские и взрослые стулья 3.2.Особенности организации развивающей предметнопространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. РППС содержательно насыщенна, психологически комфортна, трансформируема, вариативна, многообразна, доступна и безопасна, вызывает интерес детей к музыкальному творчеству, побуждает к активности, способствует успешной реализации программы. Пространство музыкального зала, условно можно разделить на 4 зоны: 1. «Рабочая» (оборудована: столом, ноутбуком, стеллажом) 2. «Спокойная», где осуществляется восприятие музыки, пение, элементарное музицирование. Оборудована : электронным фортепиано, акустической системой, мультимедийной системой, стеллажом с музыкальными инструментами, дидактическим и игровым материалом, мольбертом для наглядного материала. 3. «Активная» - достаточное большое пространство для музыкального движения, музыкальнодидактических игр, оборудована ковром. 4. «Зрительная» (оборудованна стульями, кондиционером) Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности. Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием специального оборудования и материалов. Оборудование: зеркала, фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально -ритмических упражнений. Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов. Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны. 3.3. Основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности Логритмические занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю по подгруппам совместно с логопедом. Структура логоритмического занятия Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Вводная часть: 3-5 минут Включает в себя: - различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений; - упражнения на ориентировку в пространстве; - упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса. Основная часть: от 10 до 15 минут. Включает в себя: - развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики; - упражнения на развитие внимания, памяти; - упражнения на развитие чувства ритма, темпа; - упражнения на развитие координации речи с движением; - упражнения на развитие координации пения с движением; - слушание музыки для снятия напряжения; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Заключительная часть от 2 до 7 минут. Включает в себя: - упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы; - упражнения на релаксацию. 3.4. Учебно-методическое обеспечение программы Рабочая программа «Логоритмика » базируется на основных положениях программ и методических пособиях: по логопедии: Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищева Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной; Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Н.В.Нищева по логоритмике: Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Бабушкина Р.Л. Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР» М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» Н.В.Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду» «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой; по музыкальному воспитанию И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Праздник каждый день» И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Этот удивительный ритм» О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»; Т.И.Буренина «Ритмическая мозаика» Т.М.Орлова, С.И. Мерзлякова «Учите детей петь» О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению» Список использованной литературы: Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКАПРЕСС,1993; Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007; Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008; Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007; Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001; Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009; Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999; Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004; Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005; Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000; Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002; Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005; Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000; Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001; Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994; Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003; Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. № 9, с. 115-119; Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144; Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004; Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002; Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002; Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995; Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007; Бабушкина Л. П., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005; Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2005. Приложение 1 МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) Критерии: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: --… 4-й элемент: …-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты мониторинга неречевых психических функций (в баллах) № Фамилия, имя п/п ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Слуховое внимание Восприятие и воспроизведение ритма Ориентирование в пространстве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Октябрь Май Октябрь Май Октябрь Май Октябрь Май Октябрь Май 16 17 18 19 20 21 22