Учимся конструктивному взаимодействию с детьми

01.01.2017

Всем нам хотелось бы обладать безотказным методом воспитания детей. Но, как показывает практика, родительская работа – одна из самых тяжелых профессий. Ребёнок растет и меняется, действующие до какого-то момента правила перестают работать, но не всегда родитель готов меняться. Тогда наше взаимодействие с ребёнком (приблизительно 80% наших высказываний) сводится к указаниям и запретам: «Убери постель!», «Ты собрал игрушки?», «Иди умываться!», «Одевайся скорей!» и т.д. Но они лишь иногда оправдывают наши ожидания, да и то в краткосрочной перспективе. Как только родитель отвернулся, ребёнок перестаёт «держать себя в правилах и рамках». Дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными. Родители часто уступают любой просьбе ребёнка, чтобы порадовать его или завоевать доверие, а часто и чтобы избавиться от чувства вины (нет времени побыть вместе, но зато купим игрушку). И самое обидное, что реагировать по-другому мы просто не умеем. Некоторые «правила» воспитания мы усвоили от своих родителей, другие «выработали» за свою жизнь.

Вот несколько идей, подходов к конструктивному взаимодействию с детьми. Они помогут вам действовать сознательно в зависимости от ситуации, вместо того чтобы автоматически повторять заученные когда-то приёмы. Они не для того, чтобы «делать так», но для того, чтобы вы попробовали подобрать новый ключик, а ребёнок смог услышать вас.

Давайте пройдемся по самым распространённым ситуациям из повседневной жизни, с которыми чаще всего обращаются к психологу.

1. Учимся слушать
Ситуация: Он жалуется: «Наша воспитательница плохая, она ругает меня.»
Как обычно мы реагируем:   «Не говори так о воспитателе!», либо приуменьшаем значение проблемы «Да ладно, что в этом такого».
Важно: Научить его противостоять трудностям, а не давать готовые советы. Слушать – значит дать ему понять, что вы уважаете его чувства и потребности. Всё, что ему сейчас нужно – немного вашего времени, чтобы поделиться своими эмоциями. Часто достаточно молча его выслушать, поддерживая его рассказ восклицаниями типа: «Ого», «Да?», «Ну и ну!». Либо «отразить», назвать его чувства: «Ты сейчас очень злишься..», «Наверное, тебе было очень обидно..» (см. следующий пункт). Но не стоит комментировать, даже если он просит совета, разумнее воздержаться. 
2. Называем чувства
Ситуация: ребёнок приходит  обиженный и в слезах. «Костик при всех обозвал меня (дураком, лохом, ботаном и т.д.),«мне колет этот свитер, я его не надену!!»
Как обычно мы реагируем? Ему плохо, а мы сразу вскипаем. Хотим сами решить проблему («Нашел кого слушать! Он сам такой..») или дать советы («А тебе надо было поступить так-то и так-то»), или обвиняем («А сам-то ты что сделал?»). Но вот удивительное дело, чем старательнее, на наш взгляд, мы решаем его проблемы или успокаиваем, тем острее он чувствует что его оценивают, отвергают. В большинстве случаев ему необходимо одно – сопереживание. Оно даёт нам силы справиться с испытаниями.
Важно: называйте его чувства. «Ты расстроен», «тебе обидно» с утвердительной интонацией. Дети не могут осознать свои чувства, и, называя их, мы снимаем напряжение.
3. Решаем проблему вместе
Ситуация: Грязные кружки уже несколько дней собираются на столе в его комнате. Игрушки разбросаны по комнате.
Как обычно мы реагируем? Нотации, крики, указания. «Ты слышишь меня?!», «Убери сейчас же!», «Да сколько же это может повторяться!».
Важно: Научить ребёнка уважать правила совместной жизни.
Когда проблема возникает постоянно, выделите время, чтобы решить её общими усилиями.

  • Назовите чувства своего ребёнка
  • Выразите свои чувства и потребности
  • Вместе подумайте о возможных решениях проблемы
  • Запишите их (не оценивая)
  • Выберите одно из решений
  • Составьте план и предусмотрите критерии его выполнения

Пример: « Я понимаю, что тебе нравится приносить чай в комнату (раскладывать игрушки по всей комнате), а мне не нравится грязь на твоем столе (спотыкаться о машинки). Давай вместе придумаем что-нибудь, что устроит нас обоих. Может, поговорим перед ужином? …Давай запишем все решения, какие придут нам в голову. Только не будем комментировать идеи друг друга. Просто запишем их, а потом обсудим. Ну, давай, ты первый…». Почувствовав серьезное отношение к себе, ребёнок быстрее вовлечется в процесс.

4. Разрешаем ссору между детьми
Ситуация: Дети ссорятся 
Как обычно мы реагируем: «Хватит ругаться!», «А ну-ка марш к себе!», «Да прекратите вы когда-нибудь?!».
В доме наступает тишина и покой, наша проблема решена. А вот их проблема? Они находятся в состоянии обиды и злобы.
Важно: Научить детей разрешать конфликты.
Что такое конфликт? Это столкновение точек зрения и личных потребностей. Детям нужен посредник, который поможет им услышать друг друга. Дайте им высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.
- Я вижу, здесь ссорятся. Вам помочь или вы сами разберетесь?
- Да, скажи ему…. А он….
- Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правило такое: никто никого не перебивает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроим обоих. Кто первый?
5. Уговор дороже денег
Ситуация: Ребёнок играет на компьютере, хотя вы просили его закончить
Как обычно мы реагируем: «Мне надоело повторять!», «Я выброшу этот компьютер!» и т.д. 
Важно: Научить ребёнка оценивать эффект от своих действий.
Лишите ребёнка доступа к компьютеру, пока у вас не будет гарантий, что он исправится.
Перейдите от слов к делу (выбрасывать компьютер не стоит:).

Пример: «Ты сел опять играть, хотя я просила тебя выключить. Я забираю мышь».
На следующий день: 
- Можно мне взять мою мышку?
- Только когда я буду уверена, что ты просидишь за компьютером не дольше оговоренного времени.
- Я выключу, когда скажешь.
- Нет, я хочу, чтобы ты сам следил за временем.
- Я могу смотреть на часы в компьютере или завести будильник.
- Годится!

Психо-техники, которые помогают решить многие проблемы

Нужен контакт 

Пользуйтесь любой возможностью для установления физического контакта. Дотрагивайтесь до ребёнка, дайте ему руку, положите свою руку на его или прижмитесь плечом. Устройтесь в обнимку возле телевизора или с книжкой. Ведь человеку, и взрослому и маленькому, для гармоничного развития необходимо как минимум 9 прикосновений в день (да-да, нейрофизиологи посчитали с математической точностью! Хочу такой сайт

Я-высказывания
Когда эмоции зашкаливают, можно воспользоваться методом «Я-высказывания» (впрочем, как и во многих других ситуациях). Эта техника позволяет вам высказать свои чувства, проблемы, эмоции, не оскорбляя при этом близких.

Схема “Я-высказывания”

1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение. (”Когда я вижу, что ты…”, “Когда это происходит…”) 
2. Точное название своего чувства в этой ситуации (”Я чувствую…”) 
3. Называние причины (”Потому что…”, “Ведь я…”)
4. Предпочтительный вариант разрешения проблемы («Мне бы хотелось…», «Было бы здорово…», «Хорошо, когда…»)

Конечно, в этой короткой статье вы не найдете решения всех житейских проблем, с которыми сталкивается семья каждый день, но если вы что-то меняете в своем поведении, это заставит и ребёнка изменить поведение. А если ваш настой будет позитивным, вашим дети смогут почувствовать себя Личностью и радоваться общению с вами.

Чтобы поддержать Вас, заинтересованные родители, в новом начинании, рекомендую книги, которые помогут обрести новый взгляд на воспитание:
 Эдда Ле Шан «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума», Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком так?», Изабель Фийоза «20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали».

Автор: Татьяна Скарга, педагог-психолог 
Источник: www.nanya.ru

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 24.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».