08.11.2021
«Век живи – век учись».
В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.
Инвестиции в развитие образования, модернизация его материально-технической базы, обновление содержания образования не будут давать ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает этим изменениям. Фактический уровень профессионального развития педагога, его квалификации, компетентности и опыта, степень профессиональной готовности педагогического коллектива могут не соответствовать уровню сложности созидательной задачи, поставленной социумом. Дефицит квалификации и опыта педагогических кадров, их отставание от сложности профессиональных задач указывают на общую потребность социума, педагогического коллектива, каждого педагога в постоянном и опережающем, перспективном профессиональном развитии. Профессиональное развитие педагогических кадров – фактор положительной обратной связи в управлении качеством образования.
Чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику.
В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании воспитанников, работает творчески, восприимчив к педагогическим инновациям, способный адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально- экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога т. е. его профессиональной компетентности.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
· Система повышения квалификации;
· Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
· Самообразование педагогов;
· Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов;
· Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
· Овладение информационно-коммуникационными технологиями;
· Участие в различных конкурсах, исследовательских работах, экспертных комиссиях.
Система повышения квалификации
Система повышения квалификации педагогических кадров рассматривается как автономная и гибкая подструктура общей системы непрерывного образования, мобильно откликающаяся на запросы не только общества, но и каждой отдельной личности.
Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Первое предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов вследствие их обучения в учреждениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения педагогов, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье – часть системы непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации работников образования, муниципальные методические службы). Она включает в себя формальные и неформальные объединения педагогов.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию
Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. Сегодня она должна быть не только диагностической, оценивающей процедурой, но и развивающей, прогностической, так как приводит педагога и весь педагогический коллектив к осознанию своих сильных и слабых сторон и индивидуального стиля деятельности, то есть к самоанализу и самооценке.
Самообразование педагогов
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Важным
условием является правильно организованная и проводимая в системе
работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги
владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в
подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке
целей и задач и т.п)
Критерии эффективности самообразования:
· В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
· Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
· Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
· Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
· Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
· Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов
Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, вебинары.
Педагогическая
конференция – это не форма получения образования, скорее это способ
ознакомления общественности со своими теориями, а также первичная
апробация своих идей на практике. Что дает участие в педагогической
конференции? Во-первых, возможность быть в курсе актуальных научных и
практических педагогических проблем, не занимаясь при этом
непосредственно наукой или узкой практикой. Во-вторых, это способ самому
попробовать выдвинуть свою идею, обсудить ее с профессионалами, увидеть
«слабые» моменты, которые нужно еще доработать. В-третьих, участие в
педагогических конференциях дает толчок профессиональному росту,
развивает умение выступать на публике и вести дискуссию. Этот список
можно еще продолжать. Одно несомненно: педагогическая конференция –
наиболее эффективное средство установления и поддержания связей среди
педагогов.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Инновационная деятельность педагогов представлена следующими направлениями: апробация методических пособий нового поколения, внедрение ФГОС ДО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.