1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества
образования (далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы системы
оценки качества образования Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения – детского сада общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию
воспитанников № 358 «Лесная полянка» (далее
–
МАДОУ), еѐ
организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание
процедур контроля оценки качества образования), а также, общественное
участие в оценке и контроле качества образования.
1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в
соответствии с действующими правовыми и нормативными документами
системы образования:
−Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
−Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденным
приказом
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014;
−Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155;
−СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к
устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26;
−Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462;
−Показателями деятельности дошкольной образовательной организации,
подлежащей самообследованию, утвержденными приказом
Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324;
−Уставом МАДОУ № 358.
1.3. Внутренняя система оценки качества образования МАДОУ
предназначена для
управления качеством образования в
МАДОУ,
обеспечения участников образовательных отношений и общества в целом
объективной и достоверной информацией о качестве образования,
предоставляемого МАДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках
ВСОКО осуществляется внутренняя оценка качества образования,
2
выполняемая
самостоятельно
МАДОУ
с
помощью
процедур
самообследования и мониторинга.
1.4. Принципы функционирования ВСОКО:
−объективность оценки качества образования;
−реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их
социальная и личностная значимость;
−возрастно-психологическая
адекватность
оценочных
процедур
и
показателей качества;
−открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;
−гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки
качества образования;
−открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования
для различных групп потребителей;
−соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования.
1.5.
В настоящем Положении используются следующие понятия и
сокращения:
Качество образования–
комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам
дошкольного образования и потребностям физического или юридического
лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в
том числе степень достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы дошкольного образования;
Качество условий
–
выполнение санитарно-гигиенических норм
организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном
учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в
организации образовательного процесса.
Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) –
система процедур установления соответствия содержания и условий
реализации ООП ДО требованиям ФГОС ДО, диагностики индивидуального
развития воспитанников.
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный
стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой
оценки качества дошкольного образования.
ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования.
3
Целевой ориентир – форма планирования образовательных результатов
воспитанников в процессе освоения ООП ДО;
Критерий – признак, на основании которого производится оценка,
классификация оцениваемого объекта.
Диагностика индивидуального развития воспитанников – система
психолого-педагогического контроля достижения целевых ориентиров ООП
ДО, целью которых является своевременное выявление проблем в развитии,
оказание воспитанникам адресной психолого-педагогической помощи и
последующий анализ эффективности педагогических действий.
Встроенное педагогическое наблюдение – метод оценки, основанный на том,
что педагогический работник делает заключение о сформированности,
частичной сформированности или не сформированности образовательного
результата (достижении целевого ориентира) без применения каких-либо
КИМ, а исключительно на фактах, наблюдаемых в процессе осуществления
воспитанником игровой, познавательной, творческой деятельности.
1.6. Внутренняя система оценки качества образования:
− функционирует во взаимосвязи с системой внутрисадовского контроля
реализации ООП ДО;
− является базой для подготовки отчета о самообследовании;
− строится с учетом показателей независимой оценки качества образования
(НОКО).
2. Основные цели, задачи, предмет оценки качества МАДОУ
2.1. Цель функционирования ВСОКО заключается в выявлении степени
соответствия требованиям федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования:
− образовательных программ дошкольного образования, реализуемых
образовательной организацией;
− результатов
освоения образовательных программ дошкольного
образования;
− условий реализации
образовательных программ дошкольного
образования.
2.2. Задачами системы оценки качества образования являются:
2.2.1. Определение объекта системы оценки качества образования,
установление параметров.
Подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических
материалов, методов контроля.
2.2.2. Сбор информации по различным аспектам образовательного процесса,
обработка и анализ информации по различным аспектам образовательного
процесса.
4
2.2.3. Принятие решения об изменении образовательной деятельности,
разработка и реализация индивидуальных маршрутов психологопедагогического сопровождения детей.
2.2.4. Изучение состояния развития и эффективности деятельности
дошкольного учреждения, принятие решений, прогнозирование развития.
2.2.5. Расширение общественного участия в управлении образованием в
дошкольном учреждении.
2.3. Предметом оценки качества образования в МАДОУ являются
условия: финансовые, материально-технические, кадровые, психологопедагогические, развивающая предметно-пространственная среда.
2.4. Результативный компонент ВСОКО
Данные, полученные в ходе процедур в рамках ВСОКО, используются для
выработки оперативных решений и лежат в основе управления качеством
дошкольного образования МАДОУ.
3. Основные показатели, критерии процедуры оценки качества
МАДОУ
3.1. Процедура оценки психолого-педагогических условий для
реализации ООП ДО в МАДОУ осуществляется на основе следующих
показателей:
− характер взаимодействия сотрудников с детьми;
− наличие возможностей для социально-личностного развития ребенка в
процессе организации различных видов детской деятельности; −наличие
возможностей для развития игровой деятельности.
3.1.1. Оценка качества условий реализации образовательных программ
дошкольного образования.
При определении показателей качества
реализации образовательных программ дошкольного образования,
дополнительных общеразвивающих программ целесообразно использовать
показатели, разработанные Минобрнауки РФ (см. Показатели деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию,
утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 10.10.2013 № 1324).
3.2. Процедура оценки развивающей предметно-пространственной
среды для реализации образовательных программ дошкольного образования
в МАДОУ осуществляется на основе следующих показателей:
− насыщенность развивающей предметно-пространственной среды;
− трансформируемость пространства;
− полифункциональность игровых материалов;
5
−вариативность развивающей предметно-пространственной среды;
−доступность развивающей предметно-пространственной среды;
− безопасность развивающей предметно-пространственной среды.
3.2.1.Основными
критериями
оценки
развивающей
предметнопространственной
среды
реализации
образовательных
программ
дошкольного образования в МАДОУ являются:
− организация среды
в
МАДОУ обеспечивает
реализацию
образовательных программ дошкольного образования;
− развивающая предметно-пространственная
среда
МАДОУ
соответствует возрасту детей;
− в МАДОУ обеспечена доступность развивающей предметнопространственной
среды для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
− развивающая
предметно-пространственная
среда МАДОУ
обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления
здоровья, коррекции недостатков развития детей;
− развивающая предметно-пространственная среда в МАДОУ обеспечивает
условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей
(имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек
детей; оборудованы уголки уединения и уютные зоны отдыха;
экспонируются фотографии ребенка и его семьи; в групповых и других
помещениях, на лестничных пролетах, в проходах, холлах организованы
выставки с поделками детей и пр.);
− развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ обеспечивает
условия для развития игровой деятельности детей;
− развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ обеспечивает
условия для познавательного развития детей (выделены помещения или
зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных
видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, библиотека,
зимний сад, огород, «живой уголок» и др.);
− развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ обеспечивает
условия для художественно-эстетического развития детей (помещения
МАДОУ и участок оформлены с художественным вкусом; выделены
помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для
изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей);
− развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ
является
трансформируемой т.е. может меняться в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
6
− развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ является
полифункциональной;
− развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ является
вариативной, в МАДОУ созданы условия для информатизации
образовательного процесса (для демонстрации детям познавательных,
художественных,
мультипликационных
фильмов,
литературных,
музыкальных произведений и др.; для поиска в информационной среде
материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ
дошкольного образования; для предоставления информации о семье, всем
заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а
также широкой общественности; для обсуждения с родителями детей
вопросов, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного
образования и т.п.);
− развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ и ее элементы
соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
3.3. Процедура оценки кадровых условий реализации образовательных
программ дошкольного образования в МАДОУ осуществляется на основе
следующих показателей:
− квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного
персонала;
− должностной состав реализации ООП ДО
− количественный состав реализации ООП ДО;
− компетенции педагогических работников.
3.3.1.Основными критериями оценки кадровых условий
реализации
образовательных программ дошкольного образования в МАДОУ являются:
− соответствие квалификации педагогических работников требованиям,
установленным в Едином квалификационном справочнике должностей
руководителей, специалистов и служащих;
− соответствие квалификации учебно-вспомогательного персонала
требованиям, установленным в Едином квалификационном справочнике
должностей руководителей, специалистов и служащих;
− соответствие должностей педагогических работников содержанию ООП
ДО;
− профильная направленность квалификации педагогических работников в
соответствии с занимающей должностью;
− отсутствие вакансий;
− способность педагогических работников обеспечивать эмоциональное
благополучие детей;
7
− способность педагогических работников обеспечивать поддержку
индивидуальности и инициативы детей;
− способность педагогических работников устанавливать правила
взаимодействия в разных ситуациях;
− способность педагогических работников к построению вариативного
образования, ориентированного на индивидуальные особенности развития
детей;
−
способность
педагогических
работников
к
конструктивному
взаимодействию с родителями воспитанников.
3.4. Процедура оценки материально-технических условий реализации
образовательных программ дошкольного образования в МАДОУ
осуществляется на основе следующих показателей:
− средства обучения и воспитания детей,
− учебно-методическое обеспечение ООП ДО
– материально-техническое обеспечение ООП ДО,
− развивающая предметно-пространственная среда.
3.5. Процедура оценки финансовых условий реализации образовательных
программ дошкольного образования в МАДОУ осуществляется на основе
следующих показателей:
− норматив обеспечения реализации ООП ДО;
− структура и объем расходов, необходимый на реализацию ООП ДО;
− вариативность расходов в связи со спецификой контингента детей.
3.5.1.Основными критериями обеспечения финансовых условий реализации
образовательных программ дошкольного образования в МАДОУ являются:
− фактический объем расходов на реализацию ООП ДО;
− структура и объем расходов на реализацию ООП ДО по факту;
− дополнительные расходы в связи с вариативностью расходов в связи со
спецификой контингента детей; −объем привлечения финансов на
реализацию ООП ДО.
4.
Организация процедуры оценки качества дошкольного
образования в МАДОУ
4.1. Процедура оценки качества образовательных программ дошкольного
образования в МАДОУ включает карту анализа оценки качества ООП ДО
(Приложение 1):
4.2. Процедура оценки психолого-педагогических условий для реализации
образовательных программы дошкольного образования в МАДОУ включает:
− наблюдение за организацией образовательной деятельности в МАДОУ со
стороны педагогических работников;
8
− фиксация результатов наблюдений в оценочных листах с уточнением
степени проявления наблюдаемых явлений;
− наблюдение за процессом взаимодействия всех участников
образовательных отношений.
4.3. Процедура оценки развивающей предметно-пространственной среды
реализации образовательных программ дошкольного образования в МАДОУ
включает:
− наблюдение за организацией образовательной деятельности в МАДОУ со
стороны педагогических работников;
−
мониторинг
качества
организации
развивающей
предметнопространственной среды
4.4. Процедура оценки кадровых условий для реализации образовательных
программ дошкольного образования в МАДОУ включает:
− мониторинг уровня квалификации педагогических работников;
− мониторинг
уровня
квалификации учебно-вспомогательного
персонала;
− мониторинг проявления профессиональных компетенций сотрудников в
процессе реализации задач ООП ДО
4.5. Процедура оценки материально-технических условий для реализации
образовательных программ дошкольного образования в МАДОУ включает:
− мониторинг средства обучения и воспитания детей;
− мониторинг учебно-методического обеспечения ООП ДО;
− мониторинг материально-технического обеспечения ООП ДО
4.6.
Процедура оценки
финансовых условий
для
реализации
образовательных программ дошкольного образования в МАДОУ включает:
− мониторинг структуры и объема расходов, затраченных на реализацию
ООП ДО;
− мониторинг привлечения финансов на реализацию ООП ДО
4.7. Процедура оценки вариативных показателей
внутренней оценки
качества дошкольного образования связана с запросами родителей и
включает карты анализа:
− личностных результатов воспитанников
(включая показатели
социализации и адаптации);
− здоровья детей (динамика);
− достижения детей на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
− удовлетворѐнность родителей качеством образовательных услуг.
Показатели и критерии качества образовательных результатов
не
приравниваются к целевым ориентирам дошкольного образования, не
9
являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
5. Результаты процедуры внутренней оценки качества образования
5.1.
Материалы процедуры внутренней оценки качества образования
хранятся в информационном банке МАДОУ в течение трех лет.
5.2.
Результаты процедуры внутренней оценки качества образования
представляются в материалах самообследования МАДОУ и размещаются на
официальном сайте в сети интернет.
10