Изостудия Фантазия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию воспитанников № 358
(МАДОУ № 358)
620024 г. Екатеринбург, ул. Новоспасская, 18 тел. (343) 255 –61 - 06
ИНН 6664068751 КПП 667901001

«ПРИНЯТО»
На педагогическом совете
МАДОУ № 358
Протокол № 1 от 31.08.2023
г.Приказ № ______ от
31.08.2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Заведующий МАДОУ № 358
С.И. Кравченко
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Изостудия «ФАНТАЗИЯ»
для детей 3 -7 лет
Срок реализации 1 год

Составитель
Катрухина О.С.

Содержание

2 п/п
1.

Страницы

Наименование
Паспорт программы

з

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

5

1.3

Планируемые результаты

5

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1

Содержание программы

6

2.2

Объем образовательной нагрузки

8

2.3

Содержание
программы
детей
младшего
дошкольного возраста
Содержание программы детей среднего дошкольного
возраста
Содержание программы детей старшего дошкольного
возраста

8

2.4

2.5

14
25

з.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

36

3.1

Учебно-тематический план

36

3.2

Календарный учебный график

37

3.3

Программно-методическое обеспечение

38

3.4

Материально-техническое обеспечение

38

3.5

Мониторинг

39

3.6

Методическое обеспечение

40

2

Паспорт программы
Наименование
программы
Основание для
разработки

Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной направленности Изостудия
«Фантазия» для детей 3-7 лет

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
‖06 образовании в Российской Федерации―
-‖Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования‖, утвержденный
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 1155
- Устав МАДОУ № 358

- лицензия МАДОУ № 358
-На основе методических пособий:
«Изобразительная деятельность в детском саду», ТС.
омаровой; «Нетрадиционные техники рисования в
детском саду», 1-2 часть, Г.Н. Давыдовой; «Программ
художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет», И.А. Лыкова

Название
организации

рес, телефон

Учредитель

Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
общеразвивающего
вида
с
приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
развитию воспитанников № 358
620130, г. Екатеринбург, ул. Новоспасская, 18
Телефоны: 8(343) 216-54-78, 216-54-83
Департамент образования Администрации город
Екатеринбурга

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка








Настоящая дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности разработана с учетом:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациями
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее
СанПиН)
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» (далее
Порядок)
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной
технике рисования Изостудия «Фантазия» для детей 3-7 лет имеет
художественную направленность.
Программа включает три основных раздела:
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты
реализации
основной
образовательной
программы,
конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие
региональные, национальные и этнокультурные особенности, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание программы.
Организационный
раздел
устанавливает
общие
рамки
организации
образовательного процесса
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации
раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности,
которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны.
Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для
развития
творческих
способностей
в
изобразительной
деятельности,
эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и
неожиданному. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения
нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать
свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память,
мышление, фантазия и воображение.
4

Концептуальной
основой
данной
программы
является
развитие
художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с
воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и
организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной
деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений
ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника
рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом
заключается педагогическая целесообразность программы «Фантазия».
Новизной и отличительной особенностью программы «Фантазия» является
развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных
представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств
различных материалов, овладение разнообразными способами практических
действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения
к окружающему миру.

5

Цели и задачи программы
Цель
программы

Развитие художественных умений, навыков у детей дошкольного
возраста на основе синтеза искусств музыки, живописи, поэзии,
декоративно-прикладного искусства.

Задачи
программы

Образовательные:
- учить детей понимать содержание произведений искусства;
- учить овладевать изобразительными умениями и навыками;
- обучать приѐмам нетрадиционных техник рисования и способам

изображения с использованием различных материалов;
- формировать эмоционально-эстетическое восприятие мира через
знакомство: с живописью, с лучшими поэтическими образцами
описания природы, с образцами народного творчества, с
музыкальными произведениями, раскрывающими красоту
окружающего мира; с народным календарем.
- Развивающие:
развивать художественное восприятие, образное мышление,
фантазию; творческие способности;
- вызывать интерес к различным изобразительным материалам и
желание действовать с ними;
- развивать способность к изобразительной деятельности (чувство
цвета, формы, композиции);
- способствовать творческому самовыражению через полученные
знания и умения;
- способствовать развитию у детей предпосылок к учебной
деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы
действия, умение взаимодействовать друг с другом).
Воспитательные:
- формировать у детей интерес и эмоциональный отклик к красоте
природы, к произведениям народного, декоративно-прикладного
изобразительного искусства, к окружающем миру

6

Планируемые результаты
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
2. Расширение и обогащение знаний художественно-эстетической культуры.
З. Ознакомление с разнообразными видами нетрадиционных техник рисования. 4.
Умение самостоятельно и инициативно решать поставленные живописные задачи.
5.
Умение самостоятельно выбирать цвета и оттенки, строить композицию,
уверенно пользоваться различными живописными материалами, техниками, их
сочетанием.
6.
Умение создавать яркие выразительные образы и выражать свое отношение
к окружающему миру через рисунок.

2.

Содержательный раздел

Содержание программы
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщѐнных представлений
(интеллектуальный
компонент)
и
обобщѐнных
способов
действий
(операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для
полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся со следующими
нетрадиционными техниками рисования: - рисование ладошкой, пальчиками;
- печатание листьями;
- рисование жесткой кистью — тычок;
- рисование по мятой бумаге;
- кляксография;
- рисование восковыми карандашами+акварель;
- монотипия;
- ниткография;
- рисование по-мокрому;
- рисование поролоном;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- гратгаж;
- рисование свечей;
- рисование ватными палочками; - рисование расчесывание; - рисование
печатками.

Методические приѐмы:
- познавательные беседы — проводятся с целью ознакомления детей с новым
материалом;

6

- словесные, настольно-печатные игры — организуются с целью закрепления и
как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные
виды деятельности);
- подвижные игры — проводятся для смены деятельности на занятиях, может и
проводится в конце занятия; вопросы проблемного и исследовательского
характера — используются для развития мышления, умения рассуждать,
высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности

для воспитания и развития творческих способностей детей); • принцип
научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); •
принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,
нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего
возрастного периода);
- принцип интегративности (синтез искусств).
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер. Проведение
занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: развивает
уверенность в своих силах; учит детей свободно выражать свой замысел;
побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с
разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами;
развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение
и полет фантазии; во время работы дети получают эстетическое удовольствие; в
процессе деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля,
воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через
использование различных изотехник.

Схема и методика проведения занятий по образцу Часть
Вводная
Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным
материалом, С которым предстоит работать. Последовательный показ приема
выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя.
Мотивация к деятельности.
Часть. 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неѐ входят
художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя,
рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию
познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы педагог
напоминает детям последовательность выполнения техники рисования,
осуществляет контроль за ее выполнением. Педагог помогает детям в
7

осуществлении их замысла. На каждом занятии проводится физкультминутка по
теме занятия.
Часть З. Заключительная
Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения
техники рисования. Цель этой части занятия закрепление полученных знаний и
положительных эмоций от работы на занятии. Организуется мини-выставка
творческих работ. Уборка рабочего места.

Планируемые результаты:
1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей. 2.
Расширение и обогащение знаний художественно-эстетической культуры. З.
Ознакомление с разнообразными видами нетрадиционных техник рисования 4.
Умение самостоятельно и инициативно решать поставленные живописные задачи
5.
Умение самостоятельно выбирать цвета и оттенки, строить композицию,
уверенно пользоваться различными живописными материалами, техниками, их
сочетанием.
6.
Умение создавать яркие выразительные образы и выражать свое отношение
к окружающему миру через рисунок.

Объем образовательной нагрузки
Возрастная Кол-во
Продолжительность Срок
Кол-во
категория
занятий в
одного занятия
реализации детей в
детей
неделю/
программы группе
месяц/
год
2/4/36
15 минут
1 год
до 12
Младший
человек
дошкольный
возраст
2/8/72
20 минут
1 год
до 12
Средний
человек
дошкольный
возраст
2/8/72
30 минут
1 год
до 12
Старший
человек
дошкольный
возраст
Содержание программы детей младшего дошкольного возраста
Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления любого
продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением,
проигрыванием... Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ,
объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький
ребенок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру,
8

увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной
творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими
видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Задачи художественно-творческого развития:
поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству
(дымковская, Филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полховомайданская матрешка), знакомить с произведениями разных видов искусства
(живопись, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной
деятельности; побуждать детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
сохранять непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в
создании выразительных образов. Деликатно и тактично способствовать развитию
содержания формы, композиции, обогащению рисунков по цвету; поощрять
детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания,
чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;
учить передавать характерные особенности изображаемых объектов;
знакомить с вариантами композиций и разным расположением
изображения на листе бумаги;
помогать детям осваивать цветовую палитру.
Учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и
оттенков; вызывать интерес к различным изобразительным материалам,
желание действовать с ними;
сочетать различные виды техники изобразительной деятельности;
постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей повышать
требования к их изобразительным умениям и навыкам;
поддерживать
интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей»,
«выставка», «картина»; проводить коллективные работы, учить согласовывать
свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого);
консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную
деятельность ребенка; проявлять уважение к художественным интересам и
работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности•
- создавать условия для самостоятельного художественного творчества; учить
детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты,
передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет;
помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через
обрисовывающий жест;
учить координировать движения рисующей руки
(широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа,
мелкие — для рисования узоров);
учить варьировать формы, создавать
многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен,
геометрических форм.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ дети с 3 до 4 лет
Тема, задачи

1 1

«Рисунок в подарок»
Изучить интересы детей, их технические умения и навыки в работе
карандашами.
(Знакомство с изостудией)

2

2

«Королевство красок» (знакомство с красками)
Учить правильно обращаться с красками и с кисточкой; изучить технические
умения и навыки в работе с красками; вызвать у детей интерес к рисованию
красками, воспитывать бережное отношение к ним, аккуратность

з З «Королевство красок» (знакомство с карандашами)

Учить правильно обращаться с красками; познакомить с приемами
закрашивания и закрепить их; учить передавать круглые и овальные формы
(контуром, цветовым пятном); вызвать у детей интерес к рисованию цветными
карандашами,

4

4 «Нарисуем деревца»
Учить передавать образ деревца с тонким стволом, ветками, листьями;
совершенствовать умение рисовать острием карандаша и плашмя (боковой
стороной); воспитывать у детей чувство сострадания к сказочным персонажам,
желание помочь

1 5

2

«Волшебные краски осеннего дерева»
Закрепить с детьми названия цветов; развивать навыки работы с кистью: освоить
приемы примакивания, рисования всем ворсом и концом кисти, регулируя
нажим на неѐ; познакомить детей с цветовой палитрой осени; развивать
эстетическое восприятие осенней природы, желание передать красоту осеннего
дерева в своей работе, добиваясь выразительности образа

6 «Веселые матрешки»
Познакомить с матрешкой, как видом народной игрушки
Развивать у детей чувство цвета и композиции; учить украшать самостоятельно
фартук, располагая узор по всей его поверхности, используя растительные
элементы; познакомить с техникой рисования ватными палочками; воспитывать
бережное отношение к игрушкам; развивать интерес к народной культуре

3 7

«Грустная осень»
Учить детей изображать позднюю осень, понимать, почему ее называют
грустной и передавать это в своем рисунке, используя неяркие краски;
формировать понимание того, что настроение можно передать при помощи
цвета; учить детей располагать изображение на всей поверхности листа;
развивать чувство цвета; воспитывать эстетическое восприятие

4

8 Жители осеннего леса»

Учить рисовать животных, передавая их характерные особенности (строение,
окраска, величина), соблюдая пропорции, добиваясь выразительности образа,
передавая замысел; воспитывать любовь к жителям осеннего леса
12

Тема, задачи

1

9 «Поможем птичкам»
Учить детей передавать образ птицы в рисунке, соблюдая пропорции,
передавая характерные особенности: форму, окраску; воспитывать чувство
бережного отношения к птицам

2

10 «Знакомство с Дымковской игрушкой»
Познакомить с дымковской игрушкой, как видом народного декоративноприкладного искусства, с многообразием игрушек и спецификой декора
характерными элементами и цветосочетаниями. Создавать условия для
творчества детей по мотивам дымковской игрушки

з 11 «Забавные зверюшки»

Учить работать с палитрой для получения розового цвета; вызывать у детей
интерес к смешению красок для получения светлых оттенков цветов; развивать
фантазию, воображение при изображении фантазийных образов зверюшек.

4

12 «Красивые цветы»
Вызвать у детей желание изобразить цветы, используя доступные средства
выразительности; добиваться того, чтобы дети на палитрах самостоятельно
получали разные оттенки розового цвета; воспитывать желание делать
приятное друзьям

1 13

2

«Беляночка, которую любили все краски»
Подвести детей к пониманию того, что благодаря белой краске цвета сильно
изменяются, они приобретают нежный, мягкий оттенок и не теряют свою
красоту; закрепить умение детей работать с палитрой

14 «Елка — зеленая иголка»
Побуждать детей отображать поэтический образ елки в своих рисунках
познакомить с различными способами изображения хвои; учить компоновать
изображение; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь природе,
поэзии

з 15 «дед Мороз»

Вызывать интерес у детей к сказочному образу Деда Мороза, желание отобразить
его в своем рисунке; закреплять технические умения работы с красками, кистью,
палитрой

4

16 «Снегурочка»
Вызвать у детей интерес к сказочному образу, желание передать хрупкий и
нежный образ Снегурочки в рисунке, используя светлые, мягкие оттенки
синего, голубого, фиолетового тона. Учить находить наиболее гармоничные
цветовые сочетания при смешивании красок

Тема, задачи

1

17 «Снежные бабочки» - контрольное занятие

2

18 «Веселые игрушки» - по мотивам Дымковской игрушки

Проверить, как дети научились использовать белила для получения светлых
оттенков цветов; показать как можно украсив одно крыло бабочки, сложить
изображение пополам, перенести краску на другое крыло. Закреплять умения
работать с палитрой; развивать чувство цвета, фантазию
Закреплять и расширять знания детей о дымковской игрушке, элементах
росписи и цветосочетаниях; побуждать украшать силуэты игрушек, используя
элементы дымковской росписи; развивать эстетическое восприятие, бережное
отношение к народным игрушкам

3

19 «Зимняя сказка»

4

20 «Звери ходят по лесу»
Закрепить и совершенствовать умения детей изображать животных, с
соблюдением пропорций и передачей характерных особенностей, учитывая
размер друг относительно друга; побуждать передавать несложные движения,
учить передавать следы зверей на снегу, различным нанесением мазков;
развивать композиционные умения

1

21 «Снежные пушинки»

Побуждать детей создавать несложный сюжет, изображая зимнюю природу,
продумывать композицию, самостоятельно подбирая приемы изображения
деревьев, кустов; учить воспринимать природу в картинах художников,
познакомиться с понятием «пейзаж», с цветовой гаммой зимы; развивать
эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе

Учить рисовать снежинки разных форм, передавая их красоту, легкость,
воздушность; развивать умения составлять узор на квадрате, ведя работу в
строго определенной последовательности, смешивать краски для получения
светлых оттенков, работая с палитрой; совершенствовать умение работать
концом кисти; развивать у детей наблюдательность, фантазию, пробуждать
творческое начало

2

22 «Волшебная сила черной краски»
Познакомить с изменением красок под влиянием черного цвета; заинтересовать
детей в получении темных оттенков цветов; учить смешивать краски, работать
с палитрой; развивать аккуратность в работе

з

23 «Встреча с птицей Радугой»

4

24 «Филимоновские свистульки»
Знакомить с Филимоновской игрушкой, как видом народного декоративноприкладного искусства, имеющим свою специфику и образную
выразительность; познакомить с простейшими элементами росписи; закрепить
умение смешивать цвета для получения новых; формировать представления о
ремесле игрушечных дел мастеров; воспитывать интерес к народному
творчеству

На основе игровой мотивации, подвести детей к пониманию того , что среди
известных цветов три цвета являются самыми главными; учить смешивать
краски этих цветов для получения новых цветов и оттенков; воспитывать
аккуратность

12

Тема, задачи

1

25 «Праздничное платье»
Побуждать детей самостоятельно составлять узор из знакомых элементов
(полоса, волнистая линия, круги, цветы. у, развивать творческие способности
детей, фантазию, чувство цвета, эстетическое восприятие

2

26 «Открытка в подарок маме»
Учить детей работать в технике «сухая кисть», добиваясь создания
выразительного образа, удачного композиционного и цветового решения;
вызвать желание порадовать мам подарком, сделанным своими руками

з

27 «Цвета весны»
Познакомить детей с новым понятием «монотипия»; учить работать в
новой технике; познакомить с цветовой палитрой весны; создавать
радостное эмоциональное отношение к работе

4

28 «Букет весенних цветов»
Закрепить знания, полученные на прошлом занятии; продолжать знакомить
детей с различными приемами изображения цветов; воспитывать эстетическое
восприятие

1

29 «Весна, ручейки, солнце ярко светит»
Продолжать учить детей воспринимать красоту природы в картинах
художников, закрепить понятие «пейзаж». Вызвать стремление передать
красоту весенней природы в рисунке, располагая изображение на всей
поверхности листа, используя разные приемы рисования кистью (всем
ворсом, кончиком кисти); воспитывать интерес к окружающей природе

2

30 «Рыбы плавают в аквариуме»
Учить изображать рыбок, правильно передавать их форму, хвост, плавники•
закрепить умение работать кистью, используя штрихи, мазки разного
характера. Побуждать изображать рыбок, плавающих в различных
направлениях и дополнять работу водорослями и камушками

з

31 «Помощники для Золотой рыбки»

4

32 «Блюдца для куклы»

Побуждать создавать фантазийный образ рыб, используя известные приемы
рисования красками; побуждать к самостоятельному поиску изобразительных
выразительных средств; развивать творческое воображение
Учить составлять узор на круглой форме, используя знакомые элементы•
совершенствовать навыки и умения в рисовании кистью (всем ворсом,
концом, примакиванием, проводить волнистые линии); развивать понимание
зависимости орнамента от формы; формировать чувство цвета, воображение,
эстетический вкус
13

Тема, задачи

33 (Цветущая ветка»

Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования «пальчиковая
живопись». Вызвать интерес к рисованию руками (пальчиками). Учить
видеть красоту весенней природы, цветущих деревьев, желание передавать
ее, развивать эстетическое восприятие, аккуратность

2

34 «Портрет солнышка»
Побуждать детей создавать работу в соответствии с поэтическими строчками,
передавать выразительность образа; закрепить умение получать различные
оттенки от одного цвета; воспитывать желание добиваться хорошего
результата; познакомить с одним из видов «монотипии»

з

35 «Что мы умеем и любим рисовать» (красками)

4

36 «Что мы умеем и любим рисовать» (карандашами)

Проанализировать, как изменились умения, знания и навыки детей в рисовании
за год

Проанализировать, как изменились умения, знания и навыки детей в рисовании
за год

Содержание программы для Детей среднего дошкольного возраста
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа
(композиции) адекватными изобразительными средствами. Движение от простого
образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного
образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию
типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы
культуры.

Задачи художественно-творческого развития:
знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись,
графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для
обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и
оценок; обращать внимание детей на образную выразительность разных
объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные
руками народных умельцев, архитектурные сооружения, специально
оформленные помещения, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить
замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор;
показать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как поразному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;
обогащать содержание изобразительнойдеятельности в соответствии с
задачами познавательного и социального развития детей старшего
дошкольного возраста; учить самостоятельно находить простые сюжеты в
окружающей жизни, художественной литературе; поддерживать желание
передавать характерные признаки объектов и явлений на основе
представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания
репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах; отражать в своих
работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе
(пейзажи в разное время года); совершенствовать изобразительные умения в
художественной деятельности: продолжать учит передавать форму
изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции, передавать
несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при
создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами,
стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом,
сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта; продолжать
осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения светлых,
темных и новых цветов и оттенков; поддерживать стремление самостоятельно
сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной
инициативе объединять разные способы изображения;
формировать
представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву,
гончарное дело, ткачество и т.п.), знания о том, какими материалами и
инструментами пользуются мастера; создавать условия для свободного,

самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными
материалами (бумага белая и цветная, краски, картон, ткань, пластилин),
инструментами (кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными
техниками; способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт
его деятельности — рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям,
сотрудникам детского сада); вызвать интерес к коллективным работам •
совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски,
чтобы получать новые цвета и оттенки• легко, уверенно пользоваться кистью
— умело поводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании
создавать элементы узора всем ворсом кисти и концом); совершенствовать
технику рисования акварельными красками; показать возможность цветового
решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные
оттенки желтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного
цвета при изображении яблока).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ дети 4 до 5 лет
Тема, задачи

1 1

2

«Мое лето»
Вызвать воспоминания о лете, выявить умение работать по собственному замыслу.
Передавать свои впечатления, используя различные приемы и способы рисования
кистью; умение добиваться удачного композиционного и цветового решения,
доводить работу до конца, рассказывать о своем рисунке

«Нарисуй то, что тебе больше всего нравится»
Выявить интерес детей и их знания, умения и навыки в рисовании карандашом,
умение сочетать различные выразительные средства

2

З «Веселая полянка»
Учить видеть и передавать красоту летних полевых цветов, отображать многообразие
их форм и окрасок, передавать их характер, особенности. Совершенствовать умения
писать по мокрому слою бумаги, развивать чувство цвета, умение заполнять всю
плоскость листа
4

«Бабочка красавица»
Упражнять в создании изображения с использованием рисования по мокрому слою
бумаги, знакомить с приемом получения симметричного изображения путем
складывания листа бумаги пополам, знакомить с названием техники «монотипия»

з

5

аше летнее панно»
Учить, объединяя работы, составлять единое панно, дать детям понятие о близких и
контрастных цветах, показать преимущество коллективной работы

6

«Барельеф «Бабочка»
Учить детей сравнивать разные способы изображения между собой, т.е. отличать их
друг от друга: плоскостной, объемной, полуобъемной; учить понимать, что один и тот
же образ можно изобразить разными способами; развивать технические умения,
чувство цвета, композиции

4

7

Узор лета»
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно составлять узор на квадрате, ведя
работу в строго определенной последовательности, используя навыки и умения в
работе с кистью, развивать фантазию; развивать у детей творческую
самостоятельность, воспитывать эстетический вкус

8 «Сентябрь-златоцвет, румянец осени»
Знакомить детей с народным календарем; учить работать в технике «пальчиковая живопись»,
передавать красоту осеннего дерева, воспитывать эстетическое восприятие природы,
деревьев, умение видеть и передавать изменения, происходящие с ними

Тема, задачи

1

9

«Октябрь-листопадник»
Знакомить детей с народным календарем; учить воспринимать красоту осени в
картинах художников, замечать изменения в природе; учить рисовать кленовые листья
в технике «аля-прима»; учить вливать цвета, побуждать передавать окраску своего
листа, т.е. рисование с натуры, учить сравнивать; развивать эстетическое восприятие

10 «Рисуем листья с натуры»
Развивать наблюдательность, умение передавать пластик. форм, живописную окраску
листьев, совершенствовать умение рисовать с натуры, вливать цвета как красками, так
и цветными карандашами, развивать технические умения в работе с карандашами,
чувство цвета, умение компоновать.
2

11 Овощи и фрукты у нас на столе. «Овощи»
Учить детей рисовать овощи с натуры, передавая объем при помощи наложения
мазков по форме, с учетом светотени; закрепить смешение красок для получения
приближенным к реальным цветов и оттенков; развивать технические умения и
навыки в работе с красками, кистью, палитрой.

12 «Фрукты»
Учить рисовать фрукты с натуры, повторяя и закрепляя полученные знания и навыки;
совершенствовать умение сравнивать, работать с палитрой; воспитывать аккуратность
в работе.

з 13

Панно для украшения группы. Дары осени». Коллективная работа Учить составлять
осеннюю цветовую палитру, познакомить с новым видом монотипии; учить работать
в коллективе, показать преимущества совместной работы.

14 «Узоры осени»
Расширять знания об узоре на квадрате (не обязательно весь симметрично, а
противоположные стороны и углы); закрепить последовательность выполнения узора,
показать отличие декоративного изображения от реалистичного (локальность цвета,
простота форм); развивать фантазию, формировать эстетическое восприятие.

18

4

15 «Осенняя улица»
Учить передавать разные по высоте дома с учетом пропорциональных и
перспективных отношений. Объяснить, как меняется размер в зависимости от
16 расстояния, развивать замысел, умение воплощать его доступными средствами
выразительности; развивать наблюдательность; побуждать передавать настроение
осеннего дня, подбирая соответствующую цветовую палитру, развивать умения
сочетать различные способы изображения и материалы; воспитывать интерес к
окружающему.

Тема, задачи

1

17 «Ноябрь-полузимник»
Знакомить детей с народным календарем; расширять кругозор; учить замечать
особенности поздней осени, передавать в рисунке цветовые сочетания,
характерные этому периоду; развивать умения писать по сырому, смешивать
краски на палитре, добиваясь нужного оттенка; развивать эстетическое восприятие
природы

18 «Опустевший лес»
Показать, как ветер наклоняет стволы и ветви деревьев, учить передавать это в
рисунке; учить изображать разные породы деревьев, видеть красоту в каждом дереве,
развивать композиционные умения и технические навыки в работе с кистью и
красками; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к окружающей природе,
2

19 «Синичкин праздник»
Учить рисовать синицу, передавая характерные особенности, добиваясь правильной
передачи формы, строение, окраску, выразительность образа; учить передавать
движения; расширять кругозор; воспитывать любовь и уважительное отношение к
птицам, лесу
20 Рисование по сказке «Три медведя»
Учить передавать сказочные образы 3-х медведей, изображая разные по величине
фигуры, в движении, дополнять отдельными деталями; развивать у детей
эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, обратить внимание на
выразительные средства; развивать воображение

з 21 Избушка трех медведей»

Учить рисовать избушку из бревен, досок, передавая цвет доски, побуждать детей
украшать постройку, развивать навыки работы с кистью (всем ворсом, концом кисти)
учить получать разные оттенки коричневого цвета; развивать творческое
воображение.

22 «Дремучий лес»
Учить изображать разные по строению, форме старые деревья (толстые, изогнутые,
наклоненные стволы и ветви). Показывать в своей работе специфику дремучего леса
(деревья близко, ветви переплетены, темно). Использовать разные приемы рисования
кистью (широкими мазками, концом)
4

23 Наша книжка»
Учить объединять несколько работ в одну, составлять из полученных работ книгу,
показать преимущество коллективной работы.
24 «Дымковская игрушка»
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, как видом народного
декоративно-прикладного искусства; формировать представления о характере и
особенностях дымковской народной игрушке, развивать эстетическое восприятие,
умения передавать узор, используя элементы дымковской росписи и яркие цвета.
Показать образную выразительность предметов искусства, воспитывать уважение к
труду народных мастеров.

20

Тема, задачи

1

25

«Декабрь-стужайло»
Продолжить знакомство с народным календарем, отмечая изменения в природе;
учить «читать» картины, видеть и передавать различные оттенки снега; знакомить
со способами составления оттенков холодной гаммы, цветовой палитры зимы;
совершенствовать навыки письма по сырому; продолжать формировать умения,
связанные с выразительной передачей в рисунке красоты природы.

26

«Зимний лес»
Продолжать учить детей рисовать деревья разных пород, располагая изображение на
всем листе с учетом перспективы; учить отражать впечатления, полученные при
наблюдении зимней природы, совершенствовать технические приемы работы
кистью, в эстетическом восприятии.

2

27

«Кто живет в зимнем лесу»
Учить детей рисовать животных, добиваясь правильной передачи формы, строения,
окраски, выразительности образа; учить передавать характерные особенности,
побуждать передавать несложные движения, воспитывать любовь к животным

28

Узор из снежинок»
Развивать эстетическое восприятие, творческое начало, фантазию; учить рисовать
снежинки разных форм, составлять из них узор, выполнять работу используя
разные светлые оттенки, закрепить умения смешивать цвета для получения светлых
оттенков.

З

29

Зимнее окошко»
Развивать эстетическое восприятие, умение самостоятельно составлять узор из
линий, дуг, завитков, выполняя работу в нетрадиционной технике рисование
воском. Развивать умения вливать цвета, располагать изображение на всей
поверхности листа, развивать чувство цвета.

30

«Дед Мороз и Снегурочка»
Воспитывать у детей интерес к сказочным персонажам (героям), умение воплощать
их в рисунке, соблюдая пропорции и добиваясь выразительности образа, используя
разные приемы изображения и материалы. Рисуем деда Мороза.

4

31 Изображаем Снегурочку
Показать, как по-разному изображают художники один и тот же образ, развивать
технические навыки, вызвать эмоциональное отношение к изображению.

21

32 «Новогоднее приглашение» (коллаж)
Учить изображать елку в технике обрывания бумаги, побуждать объединять
несколько работ, добавляя недостающие детали, используя различные материалы
(бисер, вату, манку, бусы, гель и блеск, серпантин.
Тема, задачи

1

33

Наш новогодний праздник»
Учить детей использовать яркие цвета для передачи настроения, учить рисовать
фигуру человека, познакомить с пропорциями, развивать эстетическое восприятие,
эмоциональное отношение к изображаемому и работе в целом

34

Коллективное панно «У елки»
Продолжать учить детей использовать яркие цвета для передачи праздничного
настроения, вызвать эмоциональное отношение к работе, показать преимущество
коллективной работы

2

35
36

з

37

«Настроение зимы»
Знакомить детей с народным календарем; продолжать учить детей воспринимать
образ зимы в картинах, понимать, как художник передает настроение— какие
использует для этого средства, закрепить умение работать кисточкой разной
толщины; побуждать передавать разные оттенки снега, смешивая краски для
получения нужных цветов и оттенков; развивать умения: самостоятельно выбирать
сюжет, располагать изображение на всей поверхности листа с учетом перспективы;
показать отличие в работе с гуашью и акварелью; воспитывать эстетическое виденье

«Филимоновская игрушка»
Познакомить детей с Филимоновской игрушкой, как видом народно-декоративноприкладного
искусства.
Обогатить зрительное
впечатление,
расширить
представления о некоторых художественных ремеслах, познакомить с материалами,
элементами росписи, характерными цветами; воспитывать эстетическое отношение к
народному искусству

38

«Ночь в зимнем лесу»
Учить создавать образ ночного леса по замыслу; совершенствовать умения работать
в техниках «письмо по сырому» и «рисование воском» с использованием соли; учить
вливать цвета, подбирая красивые цветосочетания, развивать чувство цвета и
композиции; воспитывать эстетическое восприятие природы.

22

4

39

«Веселый городец»
Знакомить детей с городецкой росписью, как видом народного декоративноприкладного искусства; учить выделять характерные особенности и цвета
городецкой росписи; учить создавать несложный узор; развивать воображение,
чувство цвета, формы и композиции; воспитывать интерес к родной культуре,
вызвать желание больше узнать о народном декоративно-прикладном искусстве

40

«Исчезнувшие картинки»
Учить устанавливать сходства между различными геометрическими формами и
предметами, путем дорисовывания, получить целостное изображение; побуждать
стремиться к цветовому разнообразию; упражнять в свободном выборе
изобразительных материалов

Тема, задачи

1

41
42

2

43

«Февраль-лютень»
Знакомить детей с народным календарем, развивая кругозор; знакомить с
произведениями мастеров живописи; учить понимать средства художественной
выразительности, развивая элементарные умения, анализировать их; учить рисовать
вьюгу, находя наиболее выразительные средства для ее передачи; закрепить умения
смешивать цвета (2 или З) для получения необходимых цветов и оттенков; развивать
композиционные умения, эстетическое восприятие, любовь к природе.

«Мое настроение»
Учить передавать свое настроение на бумаге при помощи соответствующих цветов,
объяснить, что каждый цвет, оттенок несет определенное настроение (составление)
развивать образное мышление.

44

«Портрет моего друга»
Познакомить с таким жанром искусства, как портрет; учить его изображать,
познакомить с пропорциями лица, этапами работы, способами передачи настроения
(состояния); развивать образное мышление.

з

45
46

«Портрет папы»
Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида,
характер, настроение конкретного человека (папы, дедушки); вызвать интерес к
поиску художественно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более
точно, учить смешивать краски для получения нужного оттенка кожи; закрепить
представление о портрете, как о жанре изобразительного искусства.

23

4

47
48

«Белый город»
Побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения В.Приходько «Белый
город», используя знания о пропорциональных отношениях и композиции; учить
самостоятельно выбирать средства выразительности и художественные материалы и
сочетать их; развивать воображение и фантазию детей; развивать у детей творческую
самостоятельность.

24

Тема, задачи

1

49
50

2

51

«Подарок маме»
Вызвать у детей радостное настроение в предверии праздника, воспитывать любовь к
маме, бабушке, побуждать изготовить для них подарок своими руками. Учить
выполнять работу в техниках «сухая кисть» и «оттиск»; учить сочетать разные
художественные материалы, развивать фантазию, воображение.

«Милой мамочки портрет»
Учить рисовать женский портрет, самостоятельно искать изобразительновыразительные средства для передачи особенностей внешнего вида, характера и
настроения; продолжать совершенствовать умения в работе с карандашом;
штриховка, тушевка, разный нажим; продолжать знакомить с портретом, как с
жанром изобразительного искусства.

52

«Букет подснежников для мамы» (барельеф)
Развивать умения сравнивать различные виды изобр., развивать чувство цвета,
композиции, умение передавать пластич. способом изображение цветка, отображать
поэтический образ, воспитывать эстетический вкус

з

53
54

4

55

56

«Март — протальник»
Знакомить детей с народным календарем, с изменением в природе, путем сравнения
показать детям как по-разному передают художники весну. Учить понимать чувства
передаваемые художником, побуждать к созданию столь же выразительной работы
передающей настроение и красоту весны. Развивать технические умения в
рисовании, умение получать различные оттенки, воспитывать эстетическое видение,
восприятие.
«Узор весны»
Развивать умение самостоятельно составлять узор на круге, квадрате, полосе, ведя
работу в строго определенной последовательности, используя ранее полученные
знания, умения, навыки; совершенствовать технические умения в работе кистью;
развивать эстетическое восприятие, чувство цвета; развивать фантазию, воображение.

«Тепло-холодная фантазия»
Расширять знания по цветоведению, познакомить с понятием теплая и холодная
гамма; закреплять умения смешивать краски, работать с палитрой. Учить изображать
фант.образы цветов, птиц в определенной цветовой гамме (теплой и холодной).
Показать отличия декоративного изображения от реалистического.
22

Тема, задачи

1

57

58

2

Красна девица-Весна»
Знакомить детей с народным календарем, с праздником «прихода Весны»; учить
точно передавать содержание произведения в рисунке, соединяя поэтические образы
с реальными, побуждать создавать образ девушки весны, соблюдая пропорции,
продумывая композиционное решение и цветовое, самостоятельно выбирая
художественный материал для работы

59

«Подводный мир»
Знакомить с различными видами рыб, отмечая богатство их окраски, разнообразие
форм и выделяя общее в строении; учить передавать образ рыбы в рисунке,
побуждать изображать несколько разных рыб, дополнять рисунки деталями (морское
дно, камушки, водоросли)

60

«Фантастическая рыба»
Побуждать детей к самостоятельному созданию фантазийных образов, используя
рисование воском, освоение приемов видоизменения, декорирования; развивать
графические навыки и умения к формообразованию, чувство цвета и композиции;
развивать у детей творческую самостоятельность; вызвать желание фантазировать

з

4

61

Кожлянская глиняная расписная игрушка»
Знакомить с кожлянской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного
искусства; познакомить детей с особенностями росписи кожлянских мастеров (где
занимались росписью игрушки, откуда брались сюжеты, для чего это делали);
развивать эстетическое восприятие, вызвать положительное эмоциональное
отношение к народным игрушкам; создавать радостное настроение в процессе
работы над игрушкой

62

«Где обедал воробей»
Продолжать учить детей рисовать разных животных, передавая характерные
особенности их строения и окраски, учить передавать фактуру шерсти, побуждать
изображать
несложные
движения
добиваясь
выразительности
образа,
самостоятельно выбирая средства и материалы, учить передавать содержание
произведения в своем рисунке

63

«Сказочный зверь»
Побуждать создавать фантазийный образ животного, добиваться выразительности,
используя различные графические материалы, средства выразительности, развивать
чувство цвета, композиции, воображение и фантазию

64

«Живая клякса»
Познакомить детей с новой техникой «кляксография», учить видеть в пятных
конкретный образ, развивать фантазию, воображение, способность к созданию
живой, веселой атмосферы

26

Тема, задачи

1

65 «Май-травень»
Знакомить детей с народным календарем, с изменениями в природе, отмечая красоту
этого периода, его цветовую палитру; учить отображать красоту цветущего дерева,
выполняя работу в технике «пальчиковая живопись»; воспитывать эстетическое
восприятие.
66

«Радуга-дуга»
Учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о природном
явлении различными изобразительно-выразительными средствами. Расширять
знания по цветоведению , закреплять умения смешивать цвета, работать с палитрой,
развивать чувство цвета, эстетическое отношение к природе.

2

67 «Салют над городом в честь Праздника Победы»
Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника, учить создавать
композиции, располагать внизу дома, вверху салют, познакомить с различными
вариантами изображения салюта. Закреплять умения смешивать краски на палитре
для получения нужных цветов и оттенков.

68

«Синяя гжель»
Познакомить детей с гжелью, как видом народного декоративно-прикладного
искусства; учить воспринимать красоту изделий, выразительность и декоративность
украшений; учить детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание
белого и синего — холодной цветовой гаммы); учить изображать элементы узора,
используя приемы кистевой росписи; развивать чувство формы и композиции,
воспитывать интерес к искусству гжели и уважение к труду мастеров и художников
промысла

з

69 Диагностические недели (красками)
(темы для работ дети выбирают сами)
70

4

71

Диагностические недели (карандашами)
(темы для работ дети выбирают сами)

72

Содержание программы Детей старшего дошкольного возраста
Задачи художественно-творческого развития:

27

продолжать знакомить детей с разными видами искусства (живопись,
графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для
обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического
отношения к окружающему миру; показывать детям, чем отличаются одни
произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам
выразительности; называть к каким видам и жанрам изобразительного
искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять
индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение,
формировать эстетическое отношение; поддерживать стремление детей
видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже
знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и
творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими
художественными средствами передается настроение людей и состояние
природы; расширять, систематизировать и детализировать содержание
изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о
семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и
природных явлениях; поощрять интерес к изображению человека (портрет,
автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты; при
создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание
детей изображать животных с детенышами в движении; учить передавать
свое представление об историческом прошлом Родины посредством
изображения характерных деталей костюмов, предметов быта; помогать
детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в
произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
показать возможность создания сказочных образов на основе фантазийного
преобразования образов реальных; побуждать к самостоятельному выбору
детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов,
инструментов, способов и приемов реализации замысла; учить ребенка
самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей
работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои
эстетические
чувства
и
отношение;
передавать
доступными
выразительными средствами настроение и характер образа (грустный
человек или веселый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.);
совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной
деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и
фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая
строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные
признаки; передавать достаточно сложные движения ; создавать сюжеты
разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания•
развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины, протяженности; создавать
композицию в зависимости от сюжета — располагать объекты на узком или
широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять
28

форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными
действиями; изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их
размеры; выделять в композиции главное основные действующие лица,
предметы, окружающую обстановку; учить планированию — эскиз,
набросок, композиционная схема; поощрять создание образов реальной
действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям,
использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели) с учетом
присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих
замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения;
создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами (бумага белая и
цветная, краски, картон, ткань, пластилин), инструментами (кисть,
карандаши,
ножницы,
стека),
изобразительными
техниками;
совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками
(свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения
задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные
материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков
использовать акварель или пастель, для декоративного панно — гуашь, для
предварительных набросков - простой карандаш).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ дети от 5 до 7 лет

Тема, задачи

1

1

«Расскажи о лете в рисунке»
Вызвать у детей воспоминания о лете; побуждать использовать рисунок, как
средство передачи впечатлений; развить замысел, желание добиться цветовой и
композиционной выразительности; изучить интерес и возможности детей в
рисовании красками

2

«Придумай тему для своего рисунка»
Побуждать передавать задуманное, используя доступные средства выразительности;
развивать фантазию, воображение; изучить интерес и возможности детей в работе
карандашами

З

«Музыка лета»
Изучать дикорастущие цветы, многообразие их форм, цветов и оттенков, видеть их
красоту; учить работать в технике «монотипия на мыле», развивать чувство цвета,
ритма, композиции; учить слушать музыку, передавать на бумаге возникшее
впечатление

29

4

«Чудесные бабочки»
Познакомить детей с техникой «тычкование»; закрепить представления о симметрии,
как о средстве выразительности образа; развивать чувство цвета, композиции,
воспитывать эстетическое восприятие

5 «Насекомые»
Знакомить с техникой «обрывание бумаги»; закрепить представления о свойствах
бумаги; побуждать, создавать выразительные образы, используя доступные средства,
развивать умение завершать работу при помощи фломастеров

6

«Планета бабочек» (барельеф)
Продолжать учить детей сравнивать различные способы изображения одних и тех же
образов; развивать чувство цвета, композиции, умение видеть красоту; развивать
фантазию, воображение, желание добиться максимальной выразительности образа

7

«Хохлома»
Продолжать знакомство с народным декоративным прикладным искусством,
познакомить с назначением предмета, материала, технологии, колоритом,
элементами узора; учить создавать узоры из растительных элементов по мотивам
хохломской росписи; развивать технические умения в работе с кистью, воспитывать
эстетическое отношение к предметам искусства

8 «Сентябрь-златоцвет»
Знакомить детей с народным календарем, учить видеть красоту ранней осени,
красоту осенних деревьев их разноцветной листвы, закрепить умение рисовать с
натуры, передавая характерные особенности строения и окраски, учить вливать
цвета

Тема, задачи

1

9

«Октябрь-листопадник» (рисуем пластилином)
Знакомить детей с народным календарем; учить воспринимать красоту осени в

10 картинах художников, видеть средства выразительности, при помощи которой
передается настроение природы. Побуждать самостоятельно выбирать «настроение»
своей осени и передавать его в работе, подбирая необходимую цветовую гамму,
познакомить с приемами работы, развивать чувство цвета, композиции, эстетическое
восприятие красоты природы

30

2 11 «Выставка цветов» (по представлению) Вызвать интерес к изображению цветов,
познакомить с приемами их изображения, учить добиваться выразительности,
12 изящной передачи их в рисунке, познакомить с некоторыми особенностями в
работе с гуашью, развивать чувство цвета и композиционного умения

Беседа: «Цвет и композиция в натюрморте»

з 13 «Осенний натюрморт» (рисование с натуры)

Учить понимать эстетическую ценность натюрморта, видеть красоту сочетания

14 форм и цвета, учить изображать овощи и фрукты с натуры, передавать объем,
нанесение мазков по форме и светотени. Побуждать сравнивать, исправлять,
добиваясь сходства, учить получать необходимые оттенки, работая с палитрой.
Показать разницу между гуашью и акварелью, развивать чувство цвета композиции,
эстетическое восприятие.
4 15 «Наш город»
Учить выполнять задания, построенное на тональных сочетаниях одного и того же
16 цвета, побуждать располагать изображение на всем листе с учетом перспективы
закрепить приемы закрашивания карандашом (тушевка, штриховка), учить
поразному регулируя силу нажима и положения руки закрашивать больше
поверхности листа и небольшие контурные рисунки, смешивать цвета как краски,
побуждать сочетать различные виды и способы изображения; воспитывать у детей
интерес к окружающему,

Тема, задачи

1

17 «Ноябрь-полузимник»
Знакомить детей с народным названием месяца, прич. названия, приметами,
расширение кругозора; знакомить с произведениями мастеров живописи, средствами
художественной выразительности, развивая элементарные умения, анализировать их;
учить работать в технике письмо по сырому, передавать настроение через цвет,
вливая один цвет в другой с добавлением капли черной краски; развивать
художественно-эстетический вкус

18 «Грустная осень»
Учить замечать особенности поздней осени, видеть красоту природы, замечать
выразительность образа в картине, совершенствовать умение изображать различные
породы деревьев (старые, молодые, стройные, изогнутые) с учетом перспективы,
развивать композиционные умения, эстетическое восприятие; формировать умения,
связанные с выразительной передачей красоты природы в рисунке, воспитывать
любовь к природе

31

2

19 «Птицы у кормушки»
Учить изображать птиц в движении, передавая характерные особенности их
строения, окраски, пропорции, добиваясь выразительности образа, воспитывать
любовь к природе, бережное отношение к птицам
20 «Веселая карусель» (по мотивам дымковской и Филимоновской игрушек)
Закрепить знания детей о дымковской и Филимоновской игрушках, их специфике
(материал, роспись, характер, где изготавливают, отличительные особенности)
умение отличать один вид ремесла от другого, закрепить умение создавать роспись
воспитывать уважением к труду народных мастеров

з

21 Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок»

4

23 «Выставка-загадка»

Закрепить и расширить знания детей об иллюстрации; познакомить с
22 иллюстрациями, выполненными в графической технике, вызвать желание создать
иллюстрацию в новой технике, передавая: содержание, пропорции, величину
фигурок, добиваясь удачного композиционного решения, учить работать пером,
развивать технические умения в рисовании; развивать художественно-эстетический
вкус

Продолжить знакомить детей с искусством иллюстрации, побуждать использовать
24 полученные знания для создания иллюстрации к любимой сказке, самостоятельно
выбирая средства выразительности и графические материалы, развивать умение
располагать изображение на всей поверхности листа с учетом перспективы и
соблюдением пропорций; развивать творческую самостоятельность

32

Тема, задачи

1 25 «Декабрь-лютовей»

Знакомить детей с народным календарем, с целью расширения кругозора; знакомить
с произведениями художников-пейзажистов; учить видеть и передавать в своей
работе изменения в природе; подбирать цветовые сочетания, характерные для
данного периода, смешивать краски, работать с палитрой, развивать эстетическое
восприятие природы.

26 «Зима в лесу»
Учить «читать» (понимать) картины, их смысловую нагрузку и средства
выразительности; совершенствовать умения изображать различные породы деревьев,
кустарники; передавать отношение «дальше-ближе»; находить интересные
композиционные решения.

2

27 «Рисуем животных в движении»
Познакомить детей с творчеством художников-анималистов, вызвать интерес к их
творчеству, желание самостоятельно изобразить животных, добиваясь правильности
передачи формы, окраски, строение характерных особенностей. Учить передавать
движения и изображать шерсть; воспитывать любовь к животным.

28 «Морозные узоры» (по мотивам кружевоплетения)
Учить рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, разнообразить
образный
ряд;
учить
творчески
применять
декоративные
элементы•
совершенствовать технику рисования концом кисти; развивать чувство формы,
композиции; воспитывать художественно-эстетический вкус.

З

29 «Зимние забавы»
Продолжать учить создавать многофигурную сюжетную композицию; учить
30 изображать фигуру человека в движении, закрепить знания о пропорциях фигуры;
развивать композиционные и перспективные умения; поощрять самостоятельный
выбор графических материалов и способов изображения, вызвать эмоциональное
отношение к работе.

4

31 «Новогодняя афиша»
Вызвать у детей радостные чувства в преддверии предстоящего праздника,

32 знакомство с афишей, развивать замысел, фантазию, чувство цвета, композиции,
умение работать в коллективе, подчинять свои желания общим; развивать
художественно-эстетический вкус.

33

Тема, задачи

1

33

Как весело было на празднике елки»
Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к
изображаемому, учить задумывать содержание и передавать его в рисунке, используя
доступные средства выразительности и самостоятельно выбирать художественные
материалы, воспитывать чувство цвета, умение составлять интересные композиции с
учетом перспективы

34 «Кожлянская игрушка»
Продолжить знакомство с кожлянской игрушкой, как видом народного декоративноприкладного искусства; закрепить знания об особенностях росписи кожлянских
мастеров; продолжать учить расписывать игрушки, используя характерные элементы
росписи и цветосочетания; развивать эстетическое восприятие, вызвать
положительно-эмоциональное отношение к народным игрушкам
2

35 «Зима с стихах Есенина»
Знакомить детей с творчеством Есенина, с его стихами о зиме, объяснить, что
красоту можно передать не только при помощи красок, но и слов; учить отображать
поэтический образ природы с своей работе; продолжать формировать умения,
связанные с выразительной передачей красоты природы в рисунке; воспитывать
любовь к поэзии

36 «Рисуем снежинки разных форм»
Побуждать передавать красоту снежинок в узоре; закрепить умения получать
светлые оттенки различных цветов, работать с палитрой; закреплять умения
составлять узоры на квадрате, работать со «звездной пылью»; развивать технические
умения, творческую самостоятельность, эстетическое восприятие

з 37

очной город»
Учить создавать образ ночного города по замыслу, используя техники «рисование
воском», «письмо по сырому» и соль, вливая один цвет в другой; показывать
цветовую палитру ночи; учить изображать силуэты (домов, машин, деревьев
фонарей), светящиеся в ночи объекты; развивать композиционные умения, фантазию
воображения

38 «Мелодия зимы»
Формировать понимание того, что красоту природы можно выразить не только в
картинах, стихах, но и в музыке (т.е. в различных видах искусства); побуждать
передавать навеянные музыкой образы, использовать доступные средства
выразительности, побуждать передавать холодную гамму зимы; закреплять умения
работать с палитрой; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к
природе

4

39 Этот веселый цирк»
Продолжать учить создавать многофигурные сюжетные композиции; побуждать
40 детей передавать в своих работах атмосферу праздника, веселья через цвет,
изображать сложные движения людей и животных соблюдая пропорции и добиваясь
выразительности образов и работы в целом; развивать композиционные умения
(рисовать по всему листу бумаги, с передачей пропорциональных и
пространственных отношений); развивать самостоятельность в выборе графических
материалов и умение их сочетать
Тема, задачи

1

41 «Февраль-лютень»

2

43 «Пушистые картинки»

Продолжать знакомить с народным календарем, расширяя кругозор, познакомить
42 детей с новым понятием «Графика», закрепить понятия «живопись», «пейзаж»; учить
отличать произведения выполненные в графической технике от живописных
произведений. Познакомить с новыми приемами работы, побуждать передавать
красоту зимней природы в новой технике, используя знания о перспективе и
композиции, воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту, т.е.
эстетическое восприятие.

Показать разные способы создания одного и того же образа, развивать мелкую
моторику, глазомер, чувство формы и композиции, закрепить понятия контур и
силуэт
44 «Чудесная мозаика»
Познакомить детей с декоративно-оформительской техникой мозаика, вызвать
интерес к рисованию в стилистике мозаики, учить составлять гармонично
многоцветовую композицию, развивать чувство цвета, композиции, эстетический
вкус

з

45 «Я с папой» (парный портрет в профиль)
Закрепить знания детей о портрете, как о жанре изобразительного искусства,
46 знакомить с произведениями художников-портретистов; учить детей рисовать
парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и
настроение конкретных людей; вызвать интерес к поиску изобразительновыразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно

35

4

47 «Растительный узор»
Продолжить знакомство с декоративном искусстве, объяснить понятия «декор»,
48 «декоративный». Учить видеть отличие декоративных растений от реальных,
развивать умение изображать цветы, знакомить с новыми приемами, учить
составлять растительный узор, располагая его элементы ритмично и симметрично,
воспитывать эстетический вкус, вызвать восхищение красотой росписей
32

Тема, задачи

1

49 «Поздравительная открытка маме» (коллаж)
Учить создавать изображение, используя различные материалы, способы
50 изображения, техники (сухая кисть, нитки. .), развивать умения располагать
изображение в центре листа, добиваясь наибольшей выразительности образа и
завершенности работы.

2

51 «Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет анфас)
Продолжать знакомить с портретом, как жанром изобразительного искусства; учит
52 понимать средства выразительности; продолжить учить рисовать парный портрет,
стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных
людей; вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств,
позволяющих более точно и емко раскрыть образ; закрепить правила построения
лица и ведения работы; развивать чувство цвета, композиции.

з

53 «Цветы весны»
Вспомнить и поговорить о весенних цветах; учить составлять из них композиции,
передавая характерные особенности формы, цвета, общий колорит; закреплять
умения детей работать в технике монотипия на мыле.
54 «Весенний букет» (барельеф)
Закреплять представления детей о различных способах изображения (в данном
случае одних и тех же предметов цветов): плоский, полуобъемный, объемный;
совершенствовать технические умения и навыки.

4

55 «Природа ранней весной»
Знакомить детей с народным календарем; закрепить и расширить знания о графике
56 как о виде искусства; учить отличать «еѐ» от живописных произведений; учить
видеть изменения в природе с приходом весны и передавать их в своей работе
используя технику «гратаж», т.е. процарапывание; совершенствовать технические
приемы работы в этой технике.

Тема, задачи

1

57 «Апрель — на дворе звенит капель»
Знакомить детей с народным календарем; отмечать изменения, происходящие в
природе, как меняется цветовая палитра (гамма) весны; показать как весеннее
58 пробуждение природы влияет на мир чувств человека, вызывая положительные,
яркие эмоции и впечатления; учить изображать природу, передавая происходящие
изменения; закрепить умение изображать человека в различных движениях,
соблюдая пропорции фигуры; учить компоновать, передавая пропорциональные и
пространственные отношения; закрепить умения составлять многофигурную
сюжетную композицию

2

59 «Подводное царство»
Вызвать интерес к созданию подводного мира по представлениям, обогащать и
развивать зрительные впечатления, закреплять умение рисовать воском, вливать
цвета, передавая холодную цветовую гамму моря, развивать чувство цвета,
60
композиции

«Жители подводного царства»

з

61

Знакомимся с нетрадиционной техникой рисования рисование клеем. Вызвать
интерес к созданию фантазийных образов, освоение приемов видоизменения и
декорирования. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления

62 различными изобразительно-выразительными средствами

«Наше море» (коллективное панно)
Создание образа моря нетрадиционной техникой — монотипией, познакомить детей
с ещѐ одним способом еѐ получения, создавать условия для коллективной работы.
Учить собирать панно, добавляя необходимые детали; показать преимущество
коллективной работы
4

63 «Веселый городец»
Продолжать знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; учить
выделять характерные особенности городецкой росписи, развивать чувство цвета,
умение выполнять узор путем наложения краски, передавать характерные сочетания
цветов, рисовать крупные и мелкие узоры
64 «Детки в клетках» (иллюстрация)
Побуждать передавать образ мамы и детеныша, соблюдать пропорции, особенности
строения и окраса; закреплять умения передавать движения; самостоятельно
выбирать графический материал и способы изображения; учить сочетать их для
большей выразительности

37

Тема, задачи

1

65 «Май — цветущие сады»
Знакомить детей с народным календарем, развивать эстетическое восприятие,
любовь к природе, желание передать ее красоту; учить изображать цветущие деревья,
в технике пальчиковая живопись; побуждать принимать участие в коллективной
работе.
66 «День Победы»
Учить выражать свои впечатления от праздника в рисунке, рисовать фигуры детей и
взрослых в движении, передавать пропорции и относительную величину, добиваясь
удачного
композиционного
решения
с
учетом
пропорциональных
и
пространственных отношений, воспитывать уважительное отношение к ветеранам

2

67 «Мой любимый детский сад» (прощальная выставка)
Побуждать детей воплощать свой замысел в рисунке, самостоятельно подбирая
68 художественные материалы, способы изображения, средства выразительности их
сочетание, вызвать у детей воспоминания о годах, проведенных в детском саду.
Выявить интересы детей их знания, умения и навыки

з

69 «Рисунок в подарок воспитателям»
Вызвать у детей желание порадовать воспитателей своими рисунками.
Изучить интересы и возможности детей в рисовании.
70

4

71 «Пригласительные на наш выпускной»
Заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов для родителей и
сотрудников детского сада на выпускной• побуждать к максимальному проявлению
72 творческой самостоятельности и инициативе в работе над цветовым и
композиционным решением; предложить детям использовать: «набрызг», «оттиск»
«работу с трафаретом» и т.д.

З. Организационный раздел
3.1. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план младший дошкольный возраст
Наименование
разделов и тем

Количество часов

п/п

всего

теоретические

практические

8

4

4

1 Декоративное рисование
2 Рисование с натуры
З

З

Индивидуальные темы (по замыслу)

З

4 Коллективная работа
5

25

Тематическое рисование

12,5

12,5

6 Народный календарь

итого:
7

36
5

Беседы по искусству

Поквартальное

8 Оформление выставок

Учебно-тематический план средний дошкольный возраст
Наименование
разделов и тем

Количество часов
всего

теоретические практические

1 Декоративное рисование

9

4,5

45

2 Рисование

с
натуры(натюрморт,
портрет, отдельные предметы)

5

2,5

2,5

З

Индивидуальные темы (по замыслу)

8

4

Коллективная работа

4

39

8
2

2

5

Тематическое рисование

6 Народный календарь

32

16

16

14

7

7

итого:
7

8

72

Беседы по искусству (декоративноприкладное,
книжная
графика,
живопись, графика, архитектура и
др.)
Оформление выставок

9

Поквартальное

Учебно-тематический план старший дошкольный возраст
Наименование
разделов и тем

Количество часов
всего

теоретические

практические

1 Декоративное рисование

8

4

4

2 Рисование с натуры (натюрморт,
портрет, отдельные предметы)

З

З

9

п/п

Индивидуальные темы (по замыслу)

4 Коллективная работа
5

Тематическое рисование

6 Народный календарь

9

4

2

2

36

18

18

12

6

6

итого:

72

7 Беседы по искусству (декоративно-

12

прикладное, книжная графика,
живопись, графика, архитектура и
др.)

8 Экскурсия

З

9 Оформление выставок

Поквартальное

Календарный учебный график
Программа предполагает:
• проведение занятий во вторую половину дня. •
продолжительность занятий:

40

15 мин. вторая младшая группа (9 часов в год)
20 мин. средняя группа (24 часов в год)
30 мин. старший дошкольный возраст (36 часов) детей (диагностика) проводится 2
раз в год (вводный - сентябрь, итоговый в мае).
• количество детей в группе — 12 человек

Наименование
услуги
Изостудия
«Фантазия»

Программно-методическое обеспечение
Наименование
Методическая литература
программы
«Изобразительная деятельность в
детском саду», ТС. Комаровой;
«Нетрадиционные
техники
рисования в детском саду», 1-2 часть,
Г.Н. Давыдовой;
«Программа
художественного
воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет», ИЛ. Лыкова

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
изостудия
«Фантазия» для
Детей З — 7 лет

Материально-техническое обеспечение
•
•
•
•
•

Магнитно-маркерная доска
Иллюстрации известных художников
Художественная литература
Столы
Стулья

Материалы для непосредственной работы с детьми:
•
•
•
•

листы бумаги;
фломастеры;
акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки; ватные палочки;
зубные щетки; коктейльные трубочки; матерчатые салфетки; стаканы для
воды;
• салфетки;
• клей ГВА подставки под кисти;
• кисти.

Место проведения: изостудия

41

Мониторинг освоения детьми программного материала.
В программе «Акварелька» разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста
знаний, умений и навыков.

Уровни развития художественных способностей

Уровни развития
Разделы

Средний

Высокий

Техника
работы с
материалами

Дети
знакомы
с
необходимыми
навыками
нетрадиционной техники
рисования
и
умеют
использовать
нетрадиционные
материалы
и
инструменты, но им
нужна
незначительная
помощь.

Самостоятельно
используют
нетрадиционные
материалы
и
инструменты.
Владеют навыками нетрадиционной
техники рисования и применяют их.
Оперируют предметными
терминами.

Предметное
и сюжетное
изображение

Передают
общие,
типичные, характерные
признаки объектов и
явлений.
Пользуются
средствами
выразительности.
Обладает
нагляднообразным мышлением.
При
использовании
навыков нетрадиционной
техники
рисования
результат
получается
недостаточно
качественным.

Умеет
передавать
несложный
сюжет, объединяя в рисунке
несколько предметов, располагая их
на листе в соответствии с
содержание
сюжета.
Умело
передает расположение частей при
рисовании сложных предметов и
соотносит
их
по
величине.
Применяет
все
знания
в
самостоятельной
творческой
деятельности.
Развито
художественное
восприятие
и
воображение. При использовании
навыков нетрадиционной техники
рисования результат получается
качественным.
Проявляют
самостоятельность, инициативу и
творчество.

Декоративная Различают
виды
деятельность декоративного
искусства.
Умеют
украшать
предметы
простейшими
орнаментами и узорами с
использованием
нетрадиционной техники
рисования.

Умело применяют полученные
знания
о
декоративном
искусстве. Украшают силуэты
игрушек элементами дымковской
и
Филимоновской росписи с помощью
нетрадиционных
материалов
с
применением
нетрадиционной
техники
рисования.
Умеют
украшать объемные предметы
различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная
— сентябрь) и в конце учебного года (итоговая май). Результаты обследования
заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Ф.И. ребенка

Техника
работы с
материалами

9

5

В

В

В

В

Предметное и
сюжетное
изображение
9
5
В

В

Декоративная
деятельность
9

5
В

В

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий
уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Методическое обеспечение
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2.
2.

З.
4.

5.

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007
Комарова ТС. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.:
МозаикаСинтез, 2018
Лыкова ИА. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет. — М.: «Цветной мир», 2015
Лыкова ИА. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование
конспекты занятий, методические рекомендации. Вторая младшая группа. — М. :
«Цветной мир», 2015
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование
конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. — М. •
«Цветной мир», 2015

6. Лыкова ИА. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. — М.:
«Цветной мир», 2015
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе
группа. — М.: «Цветной мир», 2015

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».